Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Шалкииз Тленшиулы

Шалкииз Тленшиулы

Годы жизни (1465-1560)

Шалкииз (Шалгез) -происходил из ногаев, по другим преданиям - из поколения куяс рода алшын, жил при Битемир-хане (Темир-бие), затем сражался под предводительством Орака и Мамая. Есть предания, которые сближают в едином времени Шалкииза и ханов Абулхаира, Аз -Жанибека , т.е. связывают жизнь и творчество этого жырау с образованием казахской народности. Шалкииз - выходец из среды военной аристократии. Он прежде всего выдающийся поэт-мыслитель, на творчество которого оказала определенное влияние его политическая деятельность в качестве советника хана Темира. Но он отстаивал свое право на независимое суждение и достоинство как личности, открыто заявляя, что не потерпит никакого принижения со стороны хана.

Высокий авторитет последнего он стремится утвердить, причисляя его по древней традиции к избранникам неба. Деяния хана будут, но его мнению, достойны его предназначения, если он будет добросовестно служить народу, думая о его нуждах, проявляя праведливость, мудрость и осмотрительность, тем самым вызывая со стороны народа искреннее признание. Богоизбранность правителя сочетается у Шалкииза с отрицанием наследования благородства. Он допускает как рождение никчемного человека от великого предка, так и талантливой яркой личности от простолюдина - "прекрасного жеребца от простой кобылицы".

Шалкииз, чьи песни связаны со смутным временем распада и новообразований в общественной и государственной жизни тюркских племен, с их борьбой против калмыков, творит в атмосфере неустойчивого, зыбкого существования родов и племен, и центральная тема его назиданий, обращенных к правителям и батырам, -призывы к объединению племен, к походам и битвам.

В песнях этого жырау постоянны мысли о необходимости батырства, об опоре на военную мощь правителей и племен. Батыры, их стойкость, отвага, воинское искусство - идеал Шалкииза. Есть песни, приписываемые Шалкиизу, где батырами называются Косай, Таргын, Мамай...Идеальные черты батыра, которые он определяет для себя: его скакун должен обогнать других, кольчуга уподобиться крепости камня, шлем сверкать луной, а жена быть красавицей. Шалкииз обращается к тардиционному героико-эпическому ряду символов и сравнений: верблюд, сокол, лев. Героико-эпическое начало специфично для приписываемых ему наставительных песен и вплетается в увещевания, сочетаемые с прославлением его повелителя. Опальный Шалкииз уговаривает Битемира остаться оплотом ногайцев, не ездит в Мекку. Он уподобляет Хана мече, боевому скакуну, соколу, а остальных - мышелову. Шалкииз долгое время при дворе Темира, затем при Юсуфе был изгнан со двора. Особое место в его творчестве занимает "мактау", особенно Темира- воплощение идеала правителя. Обращаясь к нему он применяет эпитеты: мой повелитель Темир, мой повелитель султан: Ты золото -я грош, Ты шелк -я шерсть, ты султан - я раб. Есть пышные преувеличения типа "Ты моя Кааба", сопровождаемые крайностями психологического состояния самого певца: он при виде Темира от восторга сходит с ума.

Большую роль в формировании индивидуальности человека играет внутреннее стремление к "вершинам" и удача встречи с "честными, хорошими людьми, у которых здоровое слово", которые могут стать "опорой". "Подружишься с плохим - позора не оберешься". "Нормальное развитие" для него такое, когда человек способен преодолеть "собственные нездоровые мысли" и "справится с трудными задачами".

Главные этические ценности как для отдельного человека, так и для народа Шалкииз видит в чести и стремлении к свободе. Последнее он олицетворяет в священной птице - сункар (соколе). Мудрость и "здоровое слово" Шалкииз причисляет к вечным духовным ценностям, ставя их превыше тех целей, к которым "плохие люди" стремятся из "зависти к хорошим". К сожалению, дурной пример обладает подчас, считает Шалкииз, большей притягательной силой, "заражая хороших людей".

Хотя поэтическое творчество Шалкииза не дошло до нас в полном виде, то, что доступно, говорит о глубине его чувств мыслей и мастерстве его передачи.

Ныне мы имеем 14 во многом дублирующих рукописей и публикаций песен Шалкииза, наример, "Первое сказание Би Темиру ", "Уговор Би Темиру, чтобы он воздержался от паломничества", Алай жаным" Эдилим, "Жаржагалап коп журме", "Не болды?", "Байтерек".