Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

А ты знаешь свой шежире?! | Выражение «Все люди – братья» для казахов имеет буквальное значение

Расул ШБИНТАЕВ
Газета "Экспресс К"

А ты знаешь свой шежире?!

Выражение «Все люди – братья» для казахов имеет буквальное значение. Передаваемое из поколения в поколение знание о родовом древе народа, известное под названием шежире, является, безусловно, основой, главным алгоритмом, объединяющим его в единую нацию. В идеале каждый казах должен знать сои корни, как минимум до седьмого колена. Но в реальности этого уже нет: последние аксакалы, знающие родовое шежире, уходят в мир иной, зрелые люди «осоветились» до полного беспамятства, и молодёжь оказалась в идейном вакууме «новых отношений». Однако в минувшую пятницу в этой области произошло событие.

Хотя, по правде говоря, событие это произошло год назад, когда создатели сайта www.samal.kz разместили в разделе «Культура» электронный проект «Единой генеалогии казахов». Одним из его главных разработчиков был инженер Олег Халидуллин, который создал такую гибкую систему, что каждый посетитель мог внести дополнения и корректировки в свой личный и родовой шежире. Интерес к проекту оказался настолько большим, что «круглый стол» на тему «История и состояние генеалогии казахов» привёл к созданию под рабочим пока названием «Центр шежире казахов».

На эту встречу, проходившую в стенах Академии труда и социальных отношений, пришли разработчики проекта, учёные, представители духовенства, властей города, общественных организаций, учителя школ и даже вечно занятые студенты, которые с большой неохотой были вынуждены подчиниться звонку и уйти раньше – изучать спец. предметы. Один из них, правда, на минуту вернулся, чтобы поблагодарить: его русскоязычного казаха, знающего своё генеалогическое древо только до «родителей родителей», возможность узнать корни своего рода до самых истоков очень заинтересовала.

Безусловно, такое не может не интересовать. В России, например, давно создано геральдическое общество, которое занимается реконструкцией древ дворянских семей. А в Казахстане, где исторически и традиционно сложился институт шежире, подобная организация зародилась только вчера.

И пусть пока создана только рабочая группа, которая должна утрясти все юридические формальности с запуском работы центра, начало, как считают участники «круглого стола», положено. Одна из главных задач новой организации – объединить все знания, в буквальном смысле всенародно собрать, составить из множеств родовых шежире единое древо народа. (Кстати, чем не национальная идея, которую который год ищет наша интеллигенция, ведь Интернет позволяет даже зарубежным казахам участвовать в этом объединении?)

Отсюда, естественно, подзадача: упорядочить это единое шежире казахов – ошибок и отсебятины, как в многочисленных книжных изданиях, так и на упомянутом сайте, как показали выступления, немало. Особенно стараются так называемые новые казахи, которые хотят происходить непременно из «привилегированного класса». «У казахов привилегированного класса нет», - отрезала кандидат исторических наук Сауле Жакишева. «Та же ситуация и с батырами, которых у народа, воевавшего больше 300 лет, гораздо больше трёх десятков официально называемых» - поддержал её издатель газеты «Казак барырлары» Ашимкул Акпеилов.

В общем, Олегу Халидуллину, помимо благодарностей, досталась и критика, которая в основном касалась включения присланных шежире без соответствующего анализа, а также чисто филологических, оформительских и технических замечаний (нужен казахский шрифт и латиница). Но анализ, филология и история, согласитесь, не область технаря-компьютерщика, который, как оказалось, увлечён казахским «древным» делом уже целых 20 лет.

Теперь это дело именно тех специалистов, которые собрались на «круглый стол» и вошли в рабочую группу по созданию «Центра шежире казахов».