Log in

Генеалогия - родовое достояние | Почему мы занимаемся генеалогией

Все мы, генеалоги-любители, редко спрашиваем себя: ПОЧЕМУ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ ГЕНЕАЛОГИЕЙ? Вопрос этот, как уже отмечалось, отнюдь не праздный. <Потому что это интересно>, - скажут многие. Хорошо, а что же ещё? <Нужно, полезно:>. Да, но как именно помогают нам знания о собственных корнях? Задумаемся: и обратимся к философскому наследию П. А. Флоренского. 87 лет назад он писал:

Почему надо заниматься?

а) Чувство связи с родом, долг перед предками, перед родителями обязывает знать их, а не отворачиваться. Последнее и есть хамство - <знать вас не знаю, как родителей, предков:>.

б) Себя чувствовать надо не затерявшимся в мире, пустом и холодном, не быть бесприютным, безродным; надо иметь точки опоры, знать свое место в мире - без этого нельзя быть бодрым. Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода, у того нет и Родины и народа. Без генеалогии нет патриотизма <:> Чем больше связей, чем глубже вросла душа в прошлое, чем богаче она обертонами, тем она культурнее, тем более культурная масса личности: личность тем более носит в себе то, что более ее самое.

в) Идеи, чтобы быть живыми, должны быть с фундаментом, с прошлым; мы должны чувствовать, что не сами сочиняем свои теории (сочинительство, игра в жизнь), а имеем то, что выросло, что почвенно. Какая разница между одеждой на вешалке и тою же одеждой на живом теле? Такая же между идеей, отвлеченно, вне культурной среды, взятой и идеей в ее живой связности с культурой.

г) Для истории материал необходимый. Надо его собирать. Долг каждого, живущего в истории, и давать свой вклад в познании истории. Нельзя заранее сказать, что важно и что неважно. Иногда и мелочи оказываются драгоценными.

д) Ответственность пред детьми, пред младшими поколениями. Генеалогия - родовое достояние, не личное, и надо его хранить. Как майоратное имение не имеешь право растратить, так и сведения о предках должно держать в памяти, хотя бы сам ими не интересовался. Будущие поколения всегда могут предъявить вопрос: где же наше достоянии, где прошлое наше, где наша история. В XVIII веке и до половины XIX проматывали имения, а во 2-й половине XIX века проматывали духовное достояние - прошлое. Это хуже, чем проматывать имения.

е) Закон о сохранении культурных и общественных ценностей. Он относится сюда же.

ж) Религиозный долг благодарения. Как же благодарить за жизнь? - если не памятованием о ней. Сколько поучительного, сколько назидательного - для воспитания <:>>

[Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 3(2). С. 29, 30].