Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Законы хана Тауке

То, что казахское общество не было сборищем диких орд, видно и по достижениям в области законности и права.

Обычное (тора, адат) и мусульманское право (шариат) регулировали правовые взаимоотношения в обществе. Попытки выработать единые правовые основы были предприняты Касымом и Есимом. Но наибольшего успеха в этой области достиг хан Тауке (1680 - 1718гг.), считающийся автором и инициатором составления и принятия «Жеты-Жаргы».

Точное время принятия этих законов неизвестно. Считают, что в конце XVII в. Тауке созвал выдающихся биев трех жузов (Толе - из Старшего; Казыбек - из Среднего; Айтеке - из Младшего), именно они и явились авторами «7 уложений».

Почему возникла необходимость принятия этих законов?

1. С целью укрепления внутриполитического единства казахов, создания казахского централизованного государства. (как известно, единство было необходимо перед лицом усиливающейся джунгарской опасности).

2.Для выработки единых правовых основ казахского общества, отвечающих требованиям времени. «Жеты-Жаргы» сохранились в записях (не полностью – сохранились 33 фрагмента) русских ученых Г. Спасского (1820 г. ), А. Левшина.

По своей структуре «Жеты-Жаргы» состоит из норм административного, уголовного, гражданского права, семейно-брачных отношений; разделов о налогах, религии и т. д. Основными принципами, основываясь на которые Тауке хотел сплотить казахов, были: принципы строгого подчинения младших старшим (детей - родителям, жены - мужу; подчиненного - правителю); принцип коллективной ответственности (человека перед родом, рода за каждого своего члена). Уголовное наказание основывалось на принципе талиона (кровь за кровь), но смертная казнь (4 вида) всегда могла быть заменена выкупом (кун). «Жеты-Жаргы» отражает социально-политическую неоднородность общества, о чем говорят статьи о разной степени ответственности правящих лиц и простых людей.

Основная масса населения была свободным субъектом права. Только рабы находились в личной зависимости от своих владельцев и могли быть лишены жизни по их усмотрению.

Безусловно, «Жеты-Жаргы» - воплощение достижений средневекового права (начиная с Яса Чинги с хана). Некоторые его элементы нашли отражение даже в конституции РК 1995 г. (в частности, право выбора судьи; право супруги (жены) и детей не доносить на мужа (отца)- сравните с Павликом Морозовым).

Таким образом, свод законов «Жеты-Жаргы», отражая свою эпоху, сыграл значительную роль в достижении внутриказахского единства. Но, в целом, Тауке не удалось создать сильное централизованное Казахское государство.Назревали новые события XVIII в., и реальной стала угроза потери независимости.