Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Традиции, обычай общества в средние века

Если хан не оправдывал надежд народа, то существовали различные формы протеста - откочевки, или так называемая «ханская расправа»: весь его скот разбирали и уводили, а хан должен был покинуть родные места (в истории Казахстана такой случай был с ханом Тахиром). Такую же расправу чинили и над султанами, биями.К черной кости относилось собственно казахское население- от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение.

Бии (би) - это родоначальники (родов, племен). В пределах их родов (племен) им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Это - национальная аристократия (т. к. древнее чингизидов). Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

Батыры - это военное сословие, могли быть как из белой, так и черной кости. Люди, отличившиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей (вместо султанов) даже улусных войск (например в XVIII в.).

Основную массу населения составляли кочевники-скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа, бухара. Лично свободный кочевник обладал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим от рода, но в то же время родовая принадлежность гарантировала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык» и т. д.).

В казахском обществе существовали следующие формы эксплуатации:

1. «Совместный труд» и найм в рамках общины (бай и бедняк выставляли одинаковое количество рабочей силы для выпаса, т. е. бедняк фактически бесплатно пас байский скот). Это - форма массовой эксплуатации рядовых кочевников. Найм рабочей силы также был распространен (очень часто использовали бедных родственников).

2. Сауна - принудительное наделение скотом зависимых индивидов, «родовая взаимопомощь» (асар) - также была скрытой формой эксплуатации.

Кочевники-скотоводы и земледельцы, как зависимое население, платили различные налоги и несли повинность:

- зякет (1/20 поголовья скота);

- харадж (1/10-1/5 урожая);

- согум, сыбага - подношение мясом;

- сауна - выпас молодняка за отработки;

- коналга - прием на постой войсковых частей, чиновников, сборщиков налогов.

3. Тагар - обеспечение провиантом войска, фуражем (скот и др.).

Но надо отметить еще одну особенность «зависимости» рядовых кочевников: «кочевники..., если какой-нибудь из их вождей захотел лишить их свободы, то они стали бы искать свободы под главенством другого вождя, или удалились бы», т. е. у казахов преобладали экономические формы эксплуатации.