Войти
Ru

Традиции, обычай общества в средние века

Если хан не оправдывал надежд народа, то существовали различные формы протеста - откочевки, или так называемая «ханская расправа»: весь его скот разбирали и уводили, а хан должен был покинуть родные места (в истории Казахстана такой случай был с ханом Тахиром). Такую же расправу чинили и над султанами, биями.К черной кости относилось собственно казахское население- от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение.

Бии (би) - это родоначальники (родов, племен). В пределах их родов (племен) им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Это - национальная аристократия (т. к. древнее чингизидов). Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

Батыры - это военное сословие, могли быть как из белой, так и черной кости. Люди, отличившиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей (вместо султанов) даже улусных войск (например в XVIII в.).

Основную массу населения составляли кочевники-скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа, бухара. Лично свободный кочевник обладал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим от рода, но в то же время родовая принадлежность гарантировала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык» и т. д.).

В казахском обществе существовали следующие формы эксплуатации:

1. «Совместный труд» и найм в рамках общины (бай и бедняк выставляли одинаковое количество рабочей силы для выпаса, т. е. бедняк фактически бесплатно пас байский скот). Это - форма массовой эксплуатации рядовых кочевников. Найм рабочей силы также был распространен (очень часто использовали бедных родственников).

2. Сауна - принудительное наделение скотом зависимых индивидов, «родовая взаимопомощь» (асар) - также была скрытой формой эксплуатации.

Кочевники-скотоводы и земледельцы, как зависимое население, платили различные налоги и несли повинность:

- зякет (1/20 поголовья скота);

- харадж (1/10-1/5 урожая);

- согум, сыбага - подношение мясом;

- сауна - выпас молодняка за отработки;

- коналга - прием на постой войсковых частей, чиновников, сборщиков налогов.

3. Тагар - обеспечение провиантом войска, фуражем (скот и др.).

Но надо отметить еще одну особенность «зависимости» рядовых кочевников: «кочевники..., если какой-нибудь из их вождей захотел лишить их свободы, то они стали бы искать свободы под главенством другого вождя, или удалились бы», т. е. у казахов преобладали экономические формы эксплуатации.