Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Политический строй казахского общества

Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою территорию, которую называют юрт. Он представлял собой основную форму административно-политической организации казахов XV-XVI вв. Каждый улус насчитывал в среднем около 10 тыс. семей - «кибиток» (не менее 60 тыс. человек ).

Административно-территориальное деление

Такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, политико-правовые связи. Казахское общество не было социально - однородным. Деление шло по двум признакам.

I. По социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная). К «белой кости» относились:

1. Потомки Чингисхана - султаны ( по казахски - торе), из которых выбирали хана.

2. Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.

У белой кости не было признаков родо-племенной принадлежности, у них была одна национальность – «белая кость».

Султаны обладали рядом привилегий. Только из чингизидов выбирали ханов. Самозванцев карали (20-30 ударами нагайкой), нецарствующий чингизид имел право на улус (юрт) - определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свой уран - «Архар» (благородный), право на сбор налогов, освобождались от всех налогов, кроме воинской повинности.

Хана выбирали из нескольких претендентов, причем наследование было не от отца к старшему сыну, а от старшего брата - младшему или от дяди к племяннику, т. е. не по родству, а по достоинствам. Это избавляло ханский престол от малолетних или слабоумных наследников. В выборе хана участвовало все население (взрослое), но решающую роль играла родо-племенная верхушка (ханский совет). Оценив достоинства и заслуги претендента, ханский совет предлагал кандидатуру. На всенародном курултае проводили своеобразный церемониал. Представители всех трех жузов, как простые люди, так и родоначальники, могли высказать и плохое, и похвальное в адрес кандидата (из прошлого его предков и его лично) – это была степная демократия. Завершается церемония благословением муллы, поднятием нового хана на белом войлоке и 40-дневным тоем. Скот и имущество хана разбирали и увозили домой (той саркыты - подарок от хана), т. к. с читалось, что богатством хана, хозяина страны, является богатство народа. Через неделю, однако, поголовье скота в 10-кратном размере возвращали, но оно считалось уже собственностью государства.

У хана были обязанности и права:

- распоряжаться всей территорией;

- охранять и обеспечивать безопасность всей страны;

- объявлять войну, заключать мир;

- вести переговоры с другими государствами;

- быть верховным судьей, миловать и казнить;

- издавать законы.