Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Сураншы батыр

В яркой плеяде казахских батыров XIX века видное место занимает Сураншы батыр, потомок прославленного Карасай батыра, из племени Шапрашты. Знаменитые акыны Жетысу Суюнбай и Жамбыл воспели его в героическом эпосе «Сураншы батыр:

Сураншы в утесах жил.
Он с орлятами дружил.
Сердце барса в львином теле,
Сураншы родной носил.
Потомки Карасая - сплошь батыры,
Устроившие врагу смерть и ад.
Слухи о героизме Сураншы, Саурыка
Быстрее ветра по степи летят!


Сураншы Акынбекулы родился в 1815 году в ауле Каргалы Верненского уезда. Его прадед Туркпен дед Даулет - знаменитые батыры XVIII века, отважные военачальники, защищавшие народ отстаивавшие землю свою в жестоких схватках с джунгарами. Сураншы батыр, подобно дедам своим, боролся за свободу и независимость народа, не жалея сил, ни жизни своей. Умер в 1865 году.

Во второй половине XVIII века образовалось мощное кокандское ханство, которое простиралось от Памира до реки Или. Возле крупных городов кокандцы построили крепости, в которых жили наместники хана - беки. Крепости охранялись многочисленными сардарами - головорезами. Наместники хана брали с казахов налоги, взымали дань скотом и продовольствием. Простолюдины гнулись под непосильным бременем кокандского ига.

В 1858 году произошло крупное восстание казахского народа против кокандских поработителей. Возглавил его Сураншы батыр. Ставленники хана Кудияра призывали народ к повиновению. Им вторили некоторые придворные акыны. Настоящие же акыны, такие как Суюнбай, звали народ к борьбе. Они призывали молодежь примкнуть к отрядам Сураншы батыра. Доказывая слово делом, Суюнбай - акын сам вооружается, садится на коня и становится неизменным попутчиком и соратником Сураншы батыра, освободившего территорию Жетысу. Доблестные сарбазы Сураншы батыра прогнали войско хана Кудияра за пределы своей земли. Аулие-ата (г. Тараз), Мерке, Чу вздохнули свободно. Ведь ранее на базарах этих городов продавали казахов в рабство. Молодые красивые девушки являлись живым товаром.

О храбрости и находчивости Сураншы говорит и такой факт. После смерти двоюродного брата, батыра Саурыка, бывшего намного старше Сураншы, киргизский хан Орман участил набеги на соседние казахские аулы. Чтобы задобрить Ормана, старейшины племени Шапрашты послали к нему делегацию с 20-ю вороными иноходцами и с 9-ю верблюдами, нагруженными подарками. Орман не взял даров, надругался над посланниками, отправив их пешими, без одежды через перевал. Узнав об этом, молодой Сураншы собрал 40 джигитов и стал наблюдать за аулом Ормана, выжидая удобный случай. Однажды киргизский хан послал в Ак-бекет караван за зерном. По возвращении каравана джигиты Сураншы батыра подстерегли его у Кичи - Кемина. Они увели груженый зерном караван верблюдов, взяли в плен сыновей хана Ормана, манапов, Абыла и Жантая. Простолюдинов же сопровождавших караван, отпустили. Через них Сураншы батыр передал привет хану Орману с предупреждением: «если в три дня не придете с повинною, отрублю вашим сыновьям головы».

Всполошились киргизы. Хан отправил людей к Сураншы с богатыми дарами. Но Сураншы не позволил даже приблизиться им к своему аулу. Тогда Орман хан, надев на шею хомут обернутый кошмою, приполз на камнях и со слезами просил Сураншы пощадить своих сыновей и манапов. С собою он пригнал 180 отборных коней, 900 баранов и караван с дарами. Только после этого Сураншы освободил сыновей хана Ормана и манапов, напомнив им о содеянном...