Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Культура и этническая история племен эпохи бронзы.

В начале II тыс. до н.э. в Великой степи от Днепра до Алтая сложились две культурно-исторические общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «срубной культуры» (по способу погребения с срубах). Восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана и Южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться «андроновской культурой» (или культурой «мык» по местному наречию). Основой культурного комплекса стали освоение бронзового литья, резко улучшившее качество орудия и оружия, появление конской упряжки и легкой боевой колесницы.

Население Казахстана бронзового века имеет общую антропологическую основу, представленную протоевропейской расой без какой — либо примеси монголоидных элементов. «Судя по нашим материалам, андроновский компонент протоевропейской расы был значителен среди местных насельников Казахстана. Поэтому в течение длительного периода этнической истории Казахстана он был важнейшей основой в расогенетическом процессе местных племен». (О. Исмагулов) Об этнической истории населения бронзы говорится в священном писании зороастризма, получившем название «Авеста».

В течение многих веков жрецы поколения в поколение священные тексты учения, созданного в стойбищах племен. Они пасли скот - коров, верблюдов, овец и лошадей на огромных степных просторах от Северного Причерноморья до Алтая и Восточного Туркестана, от Уральских гор до Иранского нагорья. Прародиной ариев в книге названа Арианам Вайджа - простор ариев, т.е. азиатские степи к востоку от Волги (Раихи). Арианам Вайджа - обширная страна, орошаемая двумя глубокими реками Датьей и Ардви, (Сырдарья и Амурдарья), принадлежит не только ариям. Здесь живут и враги ариев - туры. Другие злейшие враги ариев - племена хьона, также подступают к Арианам Вайджа. Бурная история межплеменных войн ариев, туров, хьона, почитающих одних и тех же древних богов и молящихся о победе на одних и тех же местах, разворачивается на степных просторах Казахстана. Но эти отрывочные сведения не могут полностью раскрыть картину сложных этноисторических процессов. На обширных пространствах степи проходила ассимиляция скотоводами племен охотников, сопровождаемая укреплением и гомогенизацией этносов. По военным и хозяйственным мотивам складывались сложные соплеменности.

Во И тыс до н.э. между ростом населения и развитием производства возник ряд противоречий, приведший к перенаселению. Это заставляло племена эпохи бронзы мигрировать на юг и запад, в Иран, Индию и в Европу. Тогда, видимо, и появился пророк Заратуштра. Скотоводческие народы Азии дали начато первой мировой религии. Арийские переселения были многоэтапными, потому и сложился синтез арийских и различных местных этнокультурных традиций. Но арийцы, придя в новое место, стойко сохраняли в течение длительного времени особенности социальной структуры, семейных и правовых отношений, духовной культуры, религии и оказали решающее влияние на дальнейшую историю этих регионов, сыграли большую роль при создании великих цивилизаций Средней Азии, Ирана, Индии и др. Оставшиеся в степи племена позже создали самобытную скифо-сакскую культуру. 

В эпоху бронзы поселения располагались по берегам небольших рек, реже у озёр. Это было связано с хозяйственными интересами, для скота был необходим богатый травостой, для земледелия - удобная почва. Поселения обычно состояли из 10-20 жилищ - полуземлянок площадью до 300 кв. м., они были окружены общим оборонительным рвом и валом. Жилище перекрывала двускатная крыша, поддерживаемая несколькими столбами. При строительстве использовали дерево, а там, где его не было, дома строили из камня. Вблизи поселений располагались родовые кладбища. Погребальными камерами служили ящики из каменных плит. Вокруг них сооружались ограды из поставленных ребром и вкопанных каменных плит.. Такие погребальные сооружения в казахской среде назывались «домами мыка». «В Семипалатинской, особенно в Зайсанской ... в Семиреченской области, в Верненском уезде, курганы часто называются «мык» или «муг» или «Мыктын-уй» (И.А. Кастанье). Казахи считают, что «мык» - название древнего народа, обитавшего на территории Казахстана и построившего курганы эпохи бронзы.

О художественном вкусе и культуре древних племен можно судить по украшениям и предметам искусства. В горных ущельях обнаружены грандиозные картинные галереи - Тамгалытас, Теректы аулие и др. В них изображены колесницы, герои, натягивающие луки, танцоры, кружащиеся в ритуальных танцах. И над всеми образами возвышаются «солнцеголовые существа».

У племен эпохи бронзы существовал культ огня, о чём говорит широко распространенный в этот период обряд трупосожжения. Даже в погребениях с трупоположением встречаются остатки золы и угля. Во многих захоронениях труп посыпали красной охрой. Красный цвет в сознании древних людей отождествлялся с огнём и имел магическую силу, защищая от злых духов.

Господствующей формой верования был культ предков. Это объясняет сопровождение покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями. Судя по остаткам на стенах сосудов, обнаруженных в могильниках и поселениях, основной пищей в это время были молочные продукты. В кухонных отбросах найдено много костей, быков, коней и овец. На 60-70% мясная пища состоял из говядины, на 10% - из баранины.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.