Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Скифо-сакская эпоха. Особенности эпохи, хозяйство и социальная организация.

В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». «Отец истории» Геродот (V в. до н.э.) пишет о них как о скифах, иранцы их называют «сак». Под названием скифов ранние кочевники были известны в Европе. В исторической литературе по отношению к этой эпохе применяются термины «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». К этнокультурному ареалу саков относились многие племена. Точно определить их число не представляется возможным, известны некоторые их названия по греческим источникам - дай, массагеты, исседоны т.д., по персидским - саки-хаомоварга, саки-тиграхауда, саки-парасогду м, саки- парадарайя.

По антропологическому типу саки были европеоиды, что было унаследовано ими от эпохи бронзы. Но распространение монголоидных элементов усиливалось. Савромато-сарматы Западного Казахстана, родственные сакам/генетически восходят к населению срубной культуры.

В начале I тыс. до н.э. в степях и горных районах Казахстана полукочевое и кочевое скотоводство становится основой, а затем и господствующей формой хозяйства. Это был огромный прорыв. Переход к кочевничеству вовлек в хозяйственный оборот огромные не использующиеся ранее степные пространства. Быстрый рост коневодства позволил резко удлинить маршруты перекочёвок (1000-2000 км). Выработались правила посезонного использования пастбищных угодий, т.е. скотоводство стало экстенсивным. Скот содержался круглый год на подножном корму. Люди следовали за своими огромными табунами лошадей и отарами овец в поисках новых пастбищ. Но скотоводство было зависимо от природных условий, что делало его уязвимым. Тем не менее, появление кочевого скотоводства и соответствующего образа жизни было рациональным ответом на изменение природной среды, на демографический рост населения.

Скотоводство было кочевым, полукочевым. При полукочевом население кочует со скотом на незначительные расстояния и возвращается на стационарные зимовки. При полукочевом скотоводстве люди имели больше возможностей заниматься земледелием.

В целом отрывочные данные о земледелии у скифов позволяют делать выводы о его широком распространении и высоком уровне. Античные историки описывают земледельцев, выращивающих хлеб на продажу;

Ремесло у саков ещё не дифференцировано. Тем не менее, различные вещи, которые обнаружены в поселениях и могильниках, свидетельствуют о высокотехнологичном уровне ремесла. В кургане Иссык было обнаружено 4 тыс. золотых предметов, большинство из которых представляют высокохудожественное искусство. Сакские царские курганы представляют собою значительные архитектурные сооружения.

Саки использовали повозки на колёсах, в них они жили и кочевали по степям, в основном же они ездили верхом на лошадях.

Помимо скотоводства и земледелия у ряда племен продолжали существовать охота и рыболовство. Они играли роль подсобных промыслов.

Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.

У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями постепенно уступал место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. И экономические интересы преобладали в процессе формирования «нового» рода. Это было универсальным явлением для всей Евразии. Этот переход от первобытности к государственности и получил название «военной демократии».

Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Этому способствовала жесткая организация власти. Сакское общество подразделялось на военную аристократию и простых саков. Особый интерес представляют царские курганы. Так, объем насыпи из камня, дерева, земли и щебня Бесшатырского кургана составляет 80 тыс. м3, на сооружение его было затрачено до 60 тыс, человеко-дней. Самые большие курганы достигает высоты 15-20 м, при диаметре до 100 м.

Высока была роль народного собрания. В нём принимало участие всё взрослое мужское население страны. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами. Преобладающим слоем населения были рядовые кочевники. Кочевники строили взаимоотношения с соседними племенами посредством взимания дани с земледельцев и т.д.

В схематическом плане общественную структуру сакского периода можно представить следующим образом: патронимия (семейно-родственная группа), племя (кочевая община, состоящая из нескольких патронимических групп), союз племен (конфедерация племен одного генеалогического корня, с потестарными функциями власти и начальной формой государственности), Важным звеном было племя, для которого характерно: собственная территория, имя, диалект, общность религиозных представлений и культовых обрядов, существования племенного совета для осуждения дел, верховного вождя-военачальника.

В обществах ранних кочевников Казахстана существовало предание о священных дарах как о символе общественного устройства. Таковыми легендами являются генеалогический свод, связанный с именами первопредков Таргитая и Колаксая, а также о священных дарах, упавших с неба - чаши, секиры, плуга и ярма - олицетворяющих жречество, воинское сословие и производителей, т.е. три основные группы населения.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.