Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Культура и этническая история скифов-саков.

Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Накши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда - носящие остроконечные шапки, хаомоварга — изготовляющие напиток хаому, парадрайя заморские, даха (дай). Интересные сведения содержатся также в античных материалах. Особенно бесценен труд Геродота. Первая легенда, переданная Геродотом, гласит: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других й произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитаи; его родителями они называют Зевса и дочь реки Борисфена...а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша».

- «Есть впрочем, и иной рассказ, - пишет Геродот, - которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Араке и удалились в киммерийскую землю», где скифы вытеснили киммерийцев. В целом, можно предположить, что в VIII в. до н. э. в Евразийской степи шла борьба между племенами сакской этнической общности.

Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все будут единодушны».

В районах Центрального Казахстана, по-видимому, проживали исседоны, входившие в сакский этнокультурный ареал наряду с аримаспами и др. В античных источниках говорится и о других племенах. Большой интерес у историков вызывают савроматы (сарматы), населявшие территорию Западного Казахстана. Впоследствии им удалось продвинуться дальше на запад. С племенами савроматов связывают знаменитый цикл легенд о женщинах - воительницах-амазонках.

Скифо-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию военной демократии, выделению и укреплению положения скифских ремесленников, содействовали развитию ремесла на периферии скифо-сакского мира.

Скифо-саки жили в войлочных повозках на колёсах - кибитках. Из раскопок видно, что некоторые группы саков были земледельцами и жили оседло. Об одежда саков можно судить по данным античных источников, так и по изображениям. На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнём, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Также находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака.

Погребальный обряд значительно отличается от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.

Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершались рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмолинской культуры (исседоны) сооружали курганы, известные как «курганы с усами» - два ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.

В области искусства остались бытовые изделия, выполненные в скифском зверином стиле. Его основой был животный и растительный мотивы. Истоки популярности этого искусства лежат в области религиозных и магических представлениях. Особенностью звериного стиля является изображение зверей в движении и борьбе.

В развитии скифо-сакской культуры на различных территориях наблюдается определенное своеобразие, вызванное, по-видимому, конкретными условиями исторического развития. Особое место в этой культуре имеет письменность рунического характера. Серебряная чаша, обнаруженная в кургане Иссык, имеет надпись, которая, к сожалению, ещё не расшифрована нашими лингвистами.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.