Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Накши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда - носящие остроконечные шапки, хаомоварга — изготовляющие напиток хаому, парадрайя заморские, даха (дай). Интересные сведения содержатся также в античных материалах. Особенно бесценен труд Геродота. Первая легенда, переданная Геродотом, гласит: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других й произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитаи; его родителями они называют Зевса и дочь реки Борисфена...а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша».
- «Есть впрочем, и иной рассказ, - пишет Геродот, - которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Араке и удалились в киммерийскую землю», где скифы вытеснили киммерийцев. В целом, можно предположить, что в VIII в. до н. э. в Евразийской степи шла борьба между племенами сакской этнической общности.
Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все будут единодушны».
В районах Центрального Казахстана, по-видимому, проживали исседоны, входившие в сакский этнокультурный ареал наряду с аримаспами и др. В античных источниках говорится и о других племенах. Большой интерес у историков вызывают савроматы (сарматы), населявшие территорию Западного Казахстана. Впоследствии им удалось продвинуться дальше на запад. С племенами савроматов связывают знаменитый цикл легенд о женщинах - воительницах-амазонках.
Скифо-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.
Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство, способствовали развитию военной демократии, выделению и укреплению положения скифских ремесленников, содействовали развитию ремесла на периферии скифо-сакского мира.
Скифо-саки жили в войлочных повозках на колёсах - кибитках. Из раскопок видно, что некоторые группы саков были земледельцами и жили оседло. Об одежда саков можно судить по данным античных источников, так и по изображениям. На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнём, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Также находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака.
Погребальный обряд значительно отличается от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.
Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершались рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмолинской культуры (исседоны) сооружали курганы, известные как «курганы с усами» - два ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.
В области искусства остались бытовые изделия, выполненные в скифском зверином стиле. Его основой был животный и растительный мотивы. Истоки популярности этого искусства лежат в области религиозных и магических представлениях. Особенностью звериного стиля является изображение зверей в движении и борьбе.
В развитии скифо-сакской культуры на различных территориях наблюдается определенное своеобразие, вызванное, по-видимому, конкретными условиями исторического развития. Особое место в этой культуре имеет письменность рунического характера. Серебряная чаша, обнаруженная в кургане Иссык, имеет надпись, которая, к сожалению, ещё не расшифрована нашими лингвистами.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.