Войти
Ru

Государства усуней и канпоев. Хозяйство, общественный строй и быт. политические институты и социальные группы.

Из числа прототюркских союзов в политической истории Казахстана существенную роль сыграли гунны, усуни и кангюй. - Усуни, по китайским источникам исконные жители северных районов Восточного Туркестана, затем Семиречья и Ферганы, считались одним из значительных этнополитических объединений после гуннов. Их этническая история тесно связана с кочевыми племенами Центральной Азии времен саков. Они во 2 в. до н.э. вошли в державу, созданную под эгидой гуннов. Впоследствии, вступив в союзнические отношения с Китаем, они стали причиной гибели державы.

Хотя название Кангха (кангюй) известно с древнейших времен (середина 2 тыс. до н.э.), более или менее достоверные сведения появляются во 2 в. до н.э. В это время китайский путешественник Чжан Цянь говорил о зависимости земель Кангюя от юечжей и гуннов. После раскола гуннской державы кангюй поддерживают северо-гуннского шаньюя Чжи-Чжи (Шоже) в борьбе с усунями, союзником которых выступал Китай. В 1 в. н.э. Кангюй становится сильным государством на территории от Восточного Туркестана до Приаралья.

Составленная в I в н. э. «Хроника ранней династии Хань» свидетельствует об усилении выше названных государств: «Кангюйский владетель пребывание имеет 120.000 семейств, 600.000 душ, строевого войска 120,000 человек. Обыкновения одинаковые с юечжи. Кангюй на востоке подчинен хуннам. Кангюй имеет под собой пять малых владений. Правление усуньского большого гуньмо в городе Чигу. Народонаселение состоит из 120.000 кибиток, 630.000 душ, строевого войска. 188.600 человек» (И.Бичурин).

Китайские источники дают также описание Больших юечжей, которые разбили и изгнали народ — сэ (саки), а затем под давлением гуннов и сами пошли на запад. По некоторым данным юечжей насчитывалось 400 тыс. Душ. Когда «владетель народа Сэ перешел на юг за Висячий переход» и когда «Большие юечжи удалились на запад и покорили Дахя усуньский гуньмо остался, на их землях: посему-то между усуньцами находятря отраду пресен юечжийского" /Цяньханьшу/.

Основным видом хозяйства усуней и кангюй было кочевое скотоводство. В составе стада были все виды домашних животных: овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, осел. Особенно было развито у названных племен коневодство. Богатые кочевники владели 4-5 тысячами лошадей. Усуньский гуньмо в качестве калыма за китайскую принцессу посылал по тысяче голов лошадей.

Усуни и кангюй знали оседлость и земледелие. Следы оросительных систем были открыты на усуньских землях на склонах джуигарского Алатау, Илийской, Чуйской и Таласской долинах. При раскопках поселений этого периода были найдены каменные зернотерки, мотыги, зерна, просо и ячмень. О наличии огородничества и бахчеводства у усуней сообщается в письменных китайских источниках. 

На территории, занимаемой государством Кангюй (Хорезм, Приаралье, Ташкентский оазис), господствовало орошаемое земледелие. Уже в 1 в. н.э. по рекам Сырдарья, Чирчик строились магистральные каналы. На всех раскопанных поселениях и городских центрах Кангюя были обнаружены остатки зерновых, косточки бахчевых и фруктовых культур.

Таким образом, общим правилом для вышеназванных государств можно считать господство кочевого скотоводства как основного вида хозяйственной деятельности и наличие небольших очагов оседлости и земледелия. .

В рамках государства кочевое и оседлое население было гармонично объединено. Наряду со скотоводством и земледелием, у усуней и кангюй были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито ювелирное искусство, гончарное дело, кузнечество. Находки разнообразных металлических изделий в курганах говорят о развитии металлургического ремесла Часть населения постоянно занимается добычей железных и полиметаллических руд, разработкой золота и серебра.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.