Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Политические отношения древнетюркских государств со странами востока и запада. Таласская битва и ее значение в жизни центральной азии.

С 551 г. по 554 г. тюрки-ашина смогли покорить аваров, племена каи, киданей и огуз татаров, енисейских киргизов. В эти же годы тюрки столкнулись в Средней Азии с эфталитами (белые гунны): В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В борьбе с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана, тюрки рассчитывали на помощь Сасанидского Ирана. Персы, находившиеся в вассальной зависимости от белых гуннов, с радостью заключили союз с тюрками и в 564 г начали войну за Тохаристан. Но после завершения этой войны начались разногласия из-за соперничества на Великом шелковом пути. В борьбе против Ирана тюрки нашли союзника в лице Юстина II, императора Византии. В начале VII века огромнейшие просторы Азии находились под контролем двух тюркских держав: Западной и Восточной. Западно-тюркский каганат весьма значительно отличался от Восточного в Монголии. Если на Востоке преобладала кочевая жизнь, то на Западе значительная часть населения была оседлой и занималась землепашеством, ремеслом и торговлей. Социальная структура Западного каганата была несравненно сложной. В него вошли развитые оседло- земледельческие центры Восточного Туркестана и Мавераннахра, вся степная зона Средней Азии, вплоть до Сырдарьи и Приаралья, сюзеренитет тюркского ягбу-кагана распространился и на Хорезм. 

В начале VIII века древним тюркам пришлось вести борьбу на 2 фронта. На западе серьезно угрожали арабы, совершившие в 714-715 гг. походы за Сырдарью, и с востока - китайцы, продвинувшиеся в Семиречье. В 40-х годах VIII века Китай захватил Суяб, Тараз и Чач (Ташкент). Междоусобная борьба тюркских племен была на руку экспансионистским устремлениям Китая и арабов. В 751 г. две империи сошлись для решительного сражения на берегу реки Талас. На 5 день противостояния в тыл китайцам внезапно ударили тюрки-карлуки и тогда атаку с фронта начали арабы, в результате Китай потерпел поражение. Ибн аль-Асир сообщает,- что в этом сражении 50 тысяч китайцев погибло и 20 тысяч попало в плен. Битва на реке Талас имела большое значение в судьбах древних тюрков, надолго определив их дальнейшие этнокультурные ориентиры.

В середине IX века на территории Казахстана произошли крупные этнополитические изменения После падения Тюркского каганата в борьбу за лидерство вступили басмылы, уйгуры, карлуки и кыргызы. Во второй половине VIH века уйгуры, победив басмылов и успешно вмешиваясь во внутренние дела .Китая, стали мощной политической силой в Центральной Азии. Если в начальный период истории карлуки, уйгуры и басмылы действовали заодно, то в последующем именно борьба этих трех племен привела к упадку государства уйгуров: Ряд неудач привел в 840 г. к победе кыргызов. Они захватили Орду-балык и убили кагана уйгуров, установили на десятилетия свою власть.

Несмотря на неудачи в войнах в начале IX века, положение Карлукского государства, опиравшегося на богатые города страны Аргу - от Восточного Туркестана до Ташкента, оставалось прочным. В IX веке карлукские племена (чигил, ягма) создали государство с двумя династиями Богра и Арслан ханов. Западные ханы из Ягма, известны как Богра ханы, были младшими. Они имели ставку в городе Тараз. В 893 г. Караханы и Саманиды /персидская династия/ начали борьбу за власть над всей Средней Азией, которая завершилась полным крахом Саманидов. Караханидское государство было первым тюркским государством, официально принявшим ислам , Таким образом, тюрки вошли в хозяйственно-культурный комплекс мира ислама. Этническую основу государства составляли карлукские племена. Часть их создала собственные владения в Тохаристане, а князья карлуков из правящего рода Ашина сменили там эфталитского государя. Караханидское время ознаменовалось для всех частей обширной империи значительными экономическими социальными и культурными сдвигами. Нашествие Кара- китаев (киданей) в XII веке и переселение найманов в начале XIII века привели к. политической гибели государства. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в южных районах Казахстана сформировалась новая этническая ситуация, новый тип духовной культуры, изменить который в последующем никому не удавалось.

Различные религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство, получили распространение в VI-XII вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана. Буддизм раньше всех религий стал пользоваться популярностью в аристократической среде тюркского каганата. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект.

Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать культы - Тенгри, Земли - Воды (Байана), но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - исдам.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.