Войти
Ru

Политические отношения древнетюркских государств со странами востока и запада. Таласская битва и ее значение в жизни центральной азии.

С 551 г. по 554 г. тюрки-ашина смогли покорить аваров, племена каи, киданей и огуз татаров, енисейских киргизов. В эти же годы тюрки столкнулись в Средней Азии с эфталитами (белые гунны): В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В борьбе с эфталитами, владения которых простирались от Каспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана, тюрки рассчитывали на помощь Сасанидского Ирана. Персы, находившиеся в вассальной зависимости от белых гуннов, с радостью заключили союз с тюрками и в 564 г начали войну за Тохаристан. Но после завершения этой войны начались разногласия из-за соперничества на Великом шелковом пути. В борьбе против Ирана тюрки нашли союзника в лице Юстина II, императора Византии. В начале VII века огромнейшие просторы Азии находились под контролем двух тюркских держав: Западной и Восточной. Западно-тюркский каганат весьма значительно отличался от Восточного в Монголии. Если на Востоке преобладала кочевая жизнь, то на Западе значительная часть населения была оседлой и занималась землепашеством, ремеслом и торговлей. Социальная структура Западного каганата была несравненно сложной. В него вошли развитые оседло- земледельческие центры Восточного Туркестана и Мавераннахра, вся степная зона Средней Азии, вплоть до Сырдарьи и Приаралья, сюзеренитет тюркского ягбу-кагана распространился и на Хорезм. 

В начале VIII века древним тюркам пришлось вести борьбу на 2 фронта. На западе серьезно угрожали арабы, совершившие в 714-715 гг. походы за Сырдарью, и с востока - китайцы, продвинувшиеся в Семиречье. В 40-х годах VIII века Китай захватил Суяб, Тараз и Чач (Ташкент). Междоусобная борьба тюркских племен была на руку экспансионистским устремлениям Китая и арабов. В 751 г. две империи сошлись для решительного сражения на берегу реки Талас. На 5 день противостояния в тыл китайцам внезапно ударили тюрки-карлуки и тогда атаку с фронта начали арабы, в результате Китай потерпел поражение. Ибн аль-Асир сообщает,- что в этом сражении 50 тысяч китайцев погибло и 20 тысяч попало в плен. Битва на реке Талас имела большое значение в судьбах древних тюрков, надолго определив их дальнейшие этнокультурные ориентиры.

В середине IX века на территории Казахстана произошли крупные этнополитические изменения После падения Тюркского каганата в борьбу за лидерство вступили басмылы, уйгуры, карлуки и кыргызы. Во второй половине VIH века уйгуры, победив басмылов и успешно вмешиваясь во внутренние дела .Китая, стали мощной политической силой в Центральной Азии. Если в начальный период истории карлуки, уйгуры и басмылы действовали заодно, то в последующем именно борьба этих трех племен привела к упадку государства уйгуров: Ряд неудач привел в 840 г. к победе кыргызов. Они захватили Орду-балык и убили кагана уйгуров, установили на десятилетия свою власть.

Несмотря на неудачи в войнах в начале IX века, положение Карлукского государства, опиравшегося на богатые города страны Аргу - от Восточного Туркестана до Ташкента, оставалось прочным. В IX веке карлукские племена (чигил, ягма) создали государство с двумя династиями Богра и Арслан ханов. Западные ханы из Ягма, известны как Богра ханы, были младшими. Они имели ставку в городе Тараз. В 893 г. Караханы и Саманиды /персидская династия/ начали борьбу за власть над всей Средней Азией, которая завершилась полным крахом Саманидов. Караханидское государство было первым тюркским государством, официально принявшим ислам , Таким образом, тюрки вошли в хозяйственно-культурный комплекс мира ислама. Этническую основу государства составляли карлукские племена. Часть их создала собственные владения в Тохаристане, а князья карлуков из правящего рода Ашина сменили там эфталитского государя. Караханидское время ознаменовалось для всех частей обширной империи значительными экономическими социальными и культурными сдвигами. Нашествие Кара- китаев (киданей) в XII веке и переселение найманов в начале XIII века привели к. политической гибели государства. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в южных районах Казахстана сформировалась новая этническая ситуация, новый тип духовной культуры, изменить который в последующем никому не удавалось.

Различные религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство, получили распространение в VI-XII вв. среди тюркоязычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана. Буддизм раньше всех религий стал пользоваться популярностью в аристократической среде тюркского каганата. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект.

Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать культы - Тенгри, Земли - Воды (Байана), но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - исдам.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.