Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.

В VIII-IX вв. в Северо-Восточном Казахстане кимако-кыпчакская конфедерация племен стала действенной силой. В казахских исторических преданиях происхождение кыпчаков связывается с деяниями Огуз хана /Уыз хан/. Вместе с тем, ряд легенд свидетельствуют о том, что именно кыпчаки вытеснили из Великой степи огузов, в состав которых они когда-то входили, В период могущества /IX-X вв/ огузы занимали огромные степные территории, и в особенности берега Сырдарьи и др. рек. «Города огузов так многочисленны, - пишет географ X в. аль-Идриси, - что они тянутся друг за другом на север и восток». Столицей огузов был город Янгикент, развалины которого ныне находятся на левом берегу Сырдарьи. Немало огузских памятников и на территории Центрального и Северо-Восточного Казахстана /Бузок кала, Сырлы кала и др./

Восточные письменные источники подтверждают существование на рубеже XI-XII вв. крупной кыпчакской конфедерации племен, имевших династийную царскую фамилию. В книге «Худуд аль-Алам» отмечалась отдельная от кимаков кыпчакская область в степях западного Казахстана и южного Урала.
Образование кимакского государства исследователи относят к началу XVIII века. И. Маркварт считал, что в это время кыпчаки являлись западной ветвью кимакского союза. Этнополитическая история кимако-кыпчакских племен в IX-X вв. связана с долиной р. Иртыш. В этой связи уместно предположить, что самоназвание этих племен /кимаки/ также, возможно, связано с этой рекой. Кимак-Кемек - в переводе на русский означает большую реку. По материалам арабо-персидских источников, у кимаков имелись многочисленные города, из которых восемь располагались на побережье р. Иртыш.

С середины XI века огромные степные пространства от Иртыша на востоке до черноморских степей постепенно становятся достоянием кыпчакско-половецких ханов. В конце XI века они захватывают у огузов Янгикент, Дженд и другие города долины Сырдарьи.

В первой половине- XII века произошел ряд столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Хорезмшаху Атсызу незадолго до своей смерти удалось внести раскол в ряды кыпчаков в 1133 году, вследствие чего в степях Казахстана образовались две группы кыпчакских племен: одна на территории Западного Казахстана (зимовки в Сырдарье, летовища в области Уральских гор), другая Чу, со столицей в г.Сыгнаке). Примечательно, что в летописях кыпчаки и другие степные племена называются неверными. Так, например, «Атсыз (Хорезмшах) несколько раз предпринимал поход на неверных и одержал над ними победу» (Джувейни).

В начале XI века кыпчакские племена (западные группы - сары кыпчаки) под наименованием «половцы» у славян и «коман» у венгров, и немцев известны уже в Европе. Маршрут их движения в Европу в той или иной мере повторяет движение гуннов в начале нашей эры. В IX веке, когда степи Центральной Азии в очередной раз были охвачены миграцией племен с востока, кимакско-кыпчакское государство распалось. Из его составляющих только кыпчакам удалось впоследствии создать собственное государство. Кыпчаки усилились особенно после захвата огузских земель по Сырдарье. Огузы в очередной раз (в VII веке они жили в Семиречье), должны были переселиться в южно-причерноморские и северокаспийские степи. Огромный ареал обитания кыпчаков (о.т Алтая до Дуная) называется Дешт-и-Кыпчак У различных народов кыпчаки именовались по разному: на Руси -"Половцы, в Европе - купаны, на Востоке - кыпчаки.

Согласно легенде об Огуз-кагане, приведённой у Рашид ад-Дина, кыпчаки были одним из 24 племён огузов. В ней говорится, что «Когда Огуз потерпер поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался: В это время некая беременная женщцна, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила там ребёнка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: "Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребёнок будет моим сыном". Он стал на положении ребёнка Огуза, последний назвал его Кыпчак. Это слово производится от кабук, что по-тюркски означает «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кыпчаки происходят от этого мальчика".
Абульгазы-хан в своей книге «Шаджарат-и турк» дополняет следующим сюжетом: «Огуз-хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона и Едиля (Волга). Кыпчак и его потомки в течение четырехста лет господствовали на берегах трех рек - Дона, Едиля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, аглаков, башкурдов и др. Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кыпчак».

Выдающийся казахский историк М.-Ж. Копеев говорит о том, что в прошлом существовала пословица: «кого много - китайцев или кыпчаков?», что свидетельствует о многочисленности кипчакского союза племен.

В XI веке кыпчаки расширяют свои владения как на западе, так и на . юге. Впрочем, в южном направлении влияние кыпчаков ограничивалось сильным Хорезмийским государством. В то же время кыпчаки в союзе с племенами канглы активно внедрялись в это государство. На западе кыпчаки, практически не встречая сопротивления, в середине XI века прошли Волгу. В русских летописях появление кипчаков -

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.