Log in

Кыпчаки в истории средневекового Казахстана.

В VIII-IX вв. в Северо-Восточном Казахстане кимако-кыпчакская конфедерация племен стала действенной силой. В казахских исторических преданиях происхождение кыпчаков связывается с деяниями Огуз хана /Уыз хан/. Вместе с тем, ряд легенд свидетельствуют о том, что именно кыпчаки вытеснили из Великой степи огузов, в состав которых они когда-то входили, В период могущества /IX-X вв/ огузы занимали огромные степные территории, и в особенности берега Сырдарьи и др. рек. «Города огузов так многочисленны, - пишет географ X в. аль-Идриси, - что они тянутся друг за другом на север и восток». Столицей огузов был город Янгикент, развалины которого ныне находятся на левом берегу Сырдарьи. Немало огузских памятников и на территории Центрального и Северо-Восточного Казахстана /Бузок кала, Сырлы кала и др./

Восточные письменные источники подтверждают существование на рубеже XI-XII вв. крупной кыпчакской конфедерации племен, имевших династийную царскую фамилию. В книге «Худуд аль-Алам» отмечалась отдельная от кимаков кыпчакская область в степях западного Казахстана и южного Урала.
Образование кимакского государства исследователи относят к началу XVIII века. И. Маркварт считал, что в это время кыпчаки являлись западной ветвью кимакского союза. Этнополитическая история кимако-кыпчакских племен в IX-X вв. связана с долиной р. Иртыш. В этой связи уместно предположить, что самоназвание этих племен /кимаки/ также, возможно, связано с этой рекой. Кимак-Кемек - в переводе на русский означает большую реку. По материалам арабо-персидских источников, у кимаков имелись многочисленные города, из которых восемь располагались на побережье р. Иртыш.

С середины XI века огромные степные пространства от Иртыша на востоке до черноморских степей постепенно становятся достоянием кыпчакско-половецких ханов. В конце XI века они захватывают у огузов Янгикент, Дженд и другие города долины Сырдарьи.

В первой половине- XII века произошел ряд столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Хорезмшаху Атсызу незадолго до своей смерти удалось внести раскол в ряды кыпчаков в 1133 году, вследствие чего в степях Казахстана образовались две группы кыпчакских племен: одна на территории Западного Казахстана (зимовки в Сырдарье, летовища в области Уральских гор), другая Чу, со столицей в г.Сыгнаке). Примечательно, что в летописях кыпчаки и другие степные племена называются неверными. Так, например, «Атсыз (Хорезмшах) несколько раз предпринимал поход на неверных и одержал над ними победу» (Джувейни).

В начале XI века кыпчакские племена (западные группы - сары кыпчаки) под наименованием «половцы» у славян и «коман» у венгров, и немцев известны уже в Европе. Маршрут их движения в Европу в той или иной мере повторяет движение гуннов в начале нашей эры. В IX веке, когда степи Центральной Азии в очередной раз были охвачены миграцией племен с востока, кимакско-кыпчакское государство распалось. Из его составляющих только кыпчакам удалось впоследствии создать собственное государство. Кыпчаки усилились особенно после захвата огузских земель по Сырдарье. Огузы в очередной раз (в VII веке они жили в Семиречье), должны были переселиться в южно-причерноморские и северокаспийские степи. Огромный ареал обитания кыпчаков (о.т Алтая до Дуная) называется Дешт-и-Кыпчак У различных народов кыпчаки именовались по разному: на Руси -"Половцы, в Европе - купаны, на Востоке - кыпчаки.

Согласно легенде об Огуз-кагане, приведённой у Рашид ад-Дина, кыпчаки были одним из 24 племён огузов. В ней говорится, что «Когда Огуз потерпер поражение от племени ит-барак, с которым он воевал, он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался: В это время некая беременная женщцна, муж которой был убит на войне, влезла в дупло большого дерева и родила там ребёнка. Про это происшествие рассказали Огузу. Он сжалился над ней и сказал: "Так как у этой женщины нет мужа, то этот ребёнок будет моим сыном". Он стал на положении ребёнка Огуза, последний назвал его Кыпчак. Это слово производится от кабук, что по-тюркски означает «дерево со сгнившей сердцевиной». Все кыпчаки происходят от этого мальчика".
Абульгазы-хан в своей книге «Шаджарат-и турк» дополняет следующим сюжетом: «Огуз-хан воспитал этого мальчика, а когда он вырос, дал ему войско и послал на берега реки Дона и Едиля (Волга). Кыпчак и его потомки в течение четырехста лет господствовали на берегах трех рек - Дона, Едиля и Яика, над народами и племенами урусов, маджаров, аглаков, башкурдов и др. Оттого эти страны и огромная степная территория Казахстана долго носили название Дешт-и-Кыпчак».

Выдающийся казахский историк М.-Ж. Копеев говорит о том, что в прошлом существовала пословица: «кого много - китайцев или кыпчаков?», что свидетельствует о многочисленности кипчакского союза племен.

В XI веке кыпчаки расширяют свои владения как на западе, так и на . юге. Впрочем, в южном направлении влияние кыпчаков ограничивалось сильным Хорезмийским государством. В то же время кыпчаки в союзе с племенами канглы активно внедрялись в это государство. На западе кыпчаки, практически не встречая сопротивления, в середине XI века прошли Волгу. В русских летописях появление кипчаков -

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.