В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер: кочевого и полукочевого скотоводства и оседло-земледельческого типа хозяйства на перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма
тюркских государств вела кочевой образ жизни, использовала города и оазисное население как необходимое дополнение, Государство не могло состояться без городов, - без политического центра, торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков. Для тружеников города необходимы были защита и спокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители — кочевые племена.
В целом, можно говорить об общетюркском комплексе, включающем широко распространенные по всей территории во второй половине I тыс. н.э. материальную культуру, идеологические представления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, составляет единую культурную систему.
В VI-IX вв. на территории тюркских каганатов существовало большое количество городов. В Южном Казахстане крупными городами были Сайрам (Испиджаб), Казы-Курт, Фараб (Отрар). Всего на юге насчитывалось 33 города.
В Семиречье в VIII-IX вв., согласно письменным источникам, было 27 городов и селений. У городищ выделяются центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, торгово-ремесленное предместье тянется на несколько километров.
Немало было городов и в Центральной части Великой степи. Арабский географ Аль-Идриси пишет о том, что кимаки имели 16 городов, в основном расположенных в бассейне р. Иртыш. По другим восточным источникам, городская культура была развита и у карлукских, и огузских племен. Как правило, города степных племен представляют собой небольшие усадьбы с хорошим оборонительным сооружением. В них нет таких масштабов, как на юге Средйей Азии, но даже в этих небольших степных замках обитали ремесленники, земледелцы.
К укрепленным стенам города примыкали сельскохозяйственные угодья. Структура городов, показывает их универсальное предназначение: администратийный центр, центр ремесла и торговли, центр сельскохозяйственного округа. Цитадели городов древнетюркского периода представляют собой дворцовую постройку, иногда до 20-ти метров высотой, некоторые из них двухэтажные с парадными залами. Шахристаны городов были тесно застроены домами, несколько семейно-родственных групп составляли квартал - махалла. Раннесредневековые жилища Южного Казахстана делятся на два типа: однокомнатные—наземные - прямоугольные в плане и двухэтажные, линейные планировки, второе помещение - кладовая, выделено путем сегментации из первоначального помещения при помощи капитальной стены. В домах имелись тумбовидные подставы для зернотерок. Хумы, горшки для хранения продуктов располагались в углах на суфах. В каждом доме есть место для отправления культа, обычно этот угол напротив входа. Площади домов варьируют от 10 до 60 кв. м.
К сожалению, до сих пор недостаточно изучены архитектурные сооружения древнетюркской эпохи. Наиболее известные из них находятся в юго-восточной части Казахстана - мавзолеи Айша биби, Бабаджа хатун, Карахан и др. По архитектурным решениям и декору они существенно отличаются от позднейших памятников и свидетельствуют о высоком уровне строительного искусства. На огромной территории Казахстана в виде развалин лежат дворцы и замки, мечети и мавзолеи древнетюркского периода. Только осколки красного обожженного кирпича и разрозненные фрагменты декора говорят о существовании здесь памятников тысячелетней давности.
Жилища кочевников также были двух типов; юрта, покрытая войлоком, и подвижное жилище на колесах. Они конструктивно отличались друг от друга, юрты имели круглую форму, состояли из остев-кереге, сферического свода - шанырак, а также купольных жердей - уык.
Юрту кыпчаков Рубрук описывает следующим образом: «Юрту покрывают белым войлоком, чаще войлок пропитывают известковой белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче. Войлок около верхней шейки украшивают красивой и разнообразной живописью. Кыпчаки сшивают цветные войлоки, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей, и они делают подобные жилища настолько большим, что те имеют иногда 30 футов ширину».
В период тюркских каганатов высокого развития достигла резьба по камню и кости. В Казахстане найдено огромное количество каменных антропоморфных скульптур с вереницами балбалов. Как правило, все изваяния стоят возле поминальных холмов и обращены к востоку.
Еще в середине VI века тюркам приходилось решать чрезвычайно сложные межгосударственные проблемы. С одной стороны, необходимо было поддерживать контакт с Китайским государством, а с другой - арабо-мусульманским Востоком. В период подчинения Средней Азии тюрки использовали ловкие дипломатические ходы, противопоставив эфталитов персам, а затем расправившись с обоими противниками. В дальнейшем тюрки должны были бороться с чрезмерно активным митским напором в Среднюю Азию. Фактически на территории Средней Азии столкнулись две культуры - тюрко-тенгрианская и арабо-мусульманская. В эту эпоху тюрки-огузы продвигались вглубь Западной Азии, захватывая одну страну за другой. Вначале им удалось взять Хорасан у Махмуда Г
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.