Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Социальная организация кочевых народов. Родоплеменная структура, институты управления и власти.

Сравнения социальной природы кочевых тюркско- монгольских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего характера (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками.

Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. «Беки» и «кара будун» (простой народ) - «слушайте хорошенько мою речь», - требует в своей надписи Бильге каган (начало VIII в.). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ.

Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства «Он Ок Эли» (государство 10 стрел) свидетельствует о десятичной организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, т.е. 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.

10-тичная система древних тюрков была структурой военно- административного характера, которая противоречила и подавляла систему, построенную .на генеалогической основе. Эта так называемая улусная организация строилась на игнорировании родоплеменного и преобладании территориального начала организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен. В основном каганы старались раздроблять крупные родовые коллективы, распределяя их население по улусам.

Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта.

Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховым судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от ее устремлений.

В социальной терминологии древних тюрков встречается термин «тат». М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: «Без тата нет тюрка». Каждый бек или тархан имел своих татов, т.е. зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьезные задания и т.д. Ряд исследователей предполагают,что таты формировались из восточно- иранских этнических групп, зависимых от кочевых тюрков. Таты - предки таджиков и других оседлых народов. Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную добычу. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньшей мере от возможности своевременно и полностью- переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах. В хозяйстве древнетюркских общин немаловажное значение играли и рабы- мужчины, особенно в оседло-земледельческих районах. Вместе с тем, роль рабского труда в экономической жизни не была значительной.

В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, через некоторое время удавалось войти в генеалогическую структуру и занять равное положение со всеми, то оседло- земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации. Основной порядок в кочевых социумах обеспечивался, несмотря ни на что, системой родства, и в особенности в мирное время.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.