Войти
Ru

Социальная организация кочевых народов. Родоплеменная структура, институты управления и власти.

Сравнения социальной природы кочевых тюркско- монгольских обществ демонстрируют не только их принципиальную однотипность, но и сходство многих форм социальной организации, общественных институтов и культурных элементов. Это сходство иногда доходит до полного тождества. Имеющиеся различия связаны с различными источниками внешнего характера (создание империи). В целом можно их охарактеризовать как раннесредневековые, где государственные институты основаны на даннической эксплуатации земледельческого населения кочевниками.

Древнетюркское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. «Беки» и «кара будун» (простой народ) - «слушайте хорошенько мою речь», - требует в своей надписи Бильге каган (начало VIII в.). В тюркских письменных памятниках отчетливо выделяется трехступенчатый характер социальной стратификации - каганский род - знатные беки - народ.

Во главе древнетюркских государств стояли каганы (ханы). Всевластный каган руководствовался в политике интересами аристократической верхушки, которая набиралась из представителей господствующего рода. Сыновья и родственники кагана назывались тегинами. При кагане была военная дружина. При крупномасштабных войнах из рядов кочевников-скотоводов набиралось ополчение. Само название Западно-Тюркского государства «Он Ок Эли» (государство 10 стрел) свидетельствует о десятичной организации общества. Стрела служила знаком власти. Каждая стрела выставляла один тумен воинов, т.е. 10 тыс. Во главе туменов стояли шады с боевым знаменем.

10-тичная система древних тюрков была структурой военно- административного характера, которая противоречила и подавляла систему, построенную .на генеалогической основе. Эта так называемая улусная организация строилась на игнорировании родоплеменного и преобладании территориального начала организации общества. В каждую стрелу входило несколько племен. В основном каганы старались раздроблять крупные родовые коллективы, распределяя их население по улусам.

Структуры древнетюркской общины веками складывались и приспосабливались к целям и задачам военно-кочевого быта.

Каган был выше племенных вождей, он был носителем политической власти, верховым судьей, выполнял функцию военного предводителя. В то же время власть кагана всегда находилась под контролем племенной аристократии и зависела от ее устремлений.

В социальной терминологии древних тюрков встречается термин «тат». М. Кашгарский говорил даже о наличии пословицы: «Без тата нет тюрка». Каждый бек или тархан имел своих татов, т.е. зависимых от него людей. Некоторые материалы позволяют констатировать их положение как служивого населения, как определенную социальную прослойку в структуре раннеклассового общества. В отличие от рабов (кул), таты были включены в общественную жизнь, им доверялись серьезные задания и т.д. Ряд исследователей предполагают,что таты формировались из восточно- иранских этнических групп, зависимых от кочевых тюрков. Таты - предки таджиков и других оседлых народов. Низший слой населения составляли невольники. Их захватывали во время войн и набегов. Женщин и девушек источники упоминают как главную добычу. В условиях патриархального хозяйства кочевников благосостояние семьи зависело не только от количества скота, но и в не меньшей мере от возможности своевременно и полностью- переработать продукцию животноводства. Этим были заняты женщины. Поэтому захват женщин был первостепенным делом в набегах. В хозяйстве древнетюркских общин немаловажное значение играли и рабы- мужчины, особенно в оседло-земледельческих районах. Вместе с тем, роль рабского труда в экономической жизни не была значительной.

В социальном плане государство состояло из привилегированных родов, рядового населения и данников. Если кочевым племенам, вошедшим в империю, через некоторое время удавалось войти в генеалогическую структуру и занять равное положение со всеми, то оседло- земледельческое население до конца подвергалось эксплуатации. Основной порядок в кочевых социумах обеспечивался, несмотря ни на что, системой родства, и в особенности в мирное время.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.