Кіру
Kz

Культура золотоордынской эпохи. Градостроительство, симбиоз оседлости и кочевничества, развитие ислама, литература.

В эпоху Золотой Орды культура кочевников как никогда до этого обогащается плодами деятельности оседло-земледельческой цивилизации. Культура Золотой Орды, представляя собой цельный симбиоз, была достаточно синкретичной. Основными составляющими этой культуры были кочевники и оседлое население Евразии. Влияние оседло- земледельческой культуры было очень ощутимым, как никогда в прошлом. Виноваты в Этом были кочевники, установившие политичёское господство над оседлыми народами. Кровеносным сосудом этой симбиозной системы служит торговля.

Поскольку основы кочевого хозяйства заметных перемен не претерпели, материальная культура оставалась достаточно консервативной. Вместе с тем, элементы оседлости имели место в самом центре тюрко-монгольских племен. Так, в некоторых районах Сары Арки наблюдается оживление городской оседлой жизни: появились небольшие города, караван-сараи, крепости. Заметным городским центром Западного Казахстана был Сарайчик, где функционировал монетный двор. Во многих городах к XIV веку уачинают восстанавливать крепостные стены (Отрар). В связи с признанием ислама официальной религией в городах появляется большое количество мечетей и мавзолеев (Отрар, Сыганак, Женд).

Самым грандиозным памятником архитектуры средневековья считается мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в городе Туркестане (Яссы). Построенный в годы правления Тимура, этот мавзолей был центром распространения в Казахстане ислама. В пропаганде ислама в Казахстане особенно активными были представители суфийского ордена Яссавия. Основные идеи этой школы были изложены в религиозно-мистическом сочинении «Диуан-и-Хикмет» (Книга о премудрости). Позднее мавзолей Ахмеда Яссави был превращен в национальный пантеон казахов. Во многих мавзолеях этой эпохи внутри под куполами имеются разноцветные зарисовки сцен из жизни кочевников (Сырлытам).

Большое количество архитектурных сооружений появилось в это время в степях Сары Арки: мавзолеи Джучи хана, Болган ана, Жубан ана и другие. Эти архитектурные сооружения прямоугольной композиции с куполом сферического типа, покрытые фигурными и резными плитами, большей частью глазурью. Данный архитектурный стиль для Казахстана был новым, и достаточно резко отличался от предыдущих, Таким образом, Золота Орда вносит и в материальную Культуру свои правила.

Господство монголов не отразилось на тюркском языке, наоборот, интенсивно происходил процесс тюркизации. В эпоху Золотой Орды письменная культура создавалась на трех диалектах - кыпчакском, огузском и карлукском. В Xlll-XV веках на кыпчакском языке были созданы ряд книг религиозно-дидактического характера и словари. Выдающимися произведениями поэтического творчества названы «Гулистан би-т-турки» Сайфи Сарая, «Хусрау уа Шырын» Кутыба, «Мухаббат наме» Хорезми. К сожалению, историческая литература золотоордынского периода представлена трудами на персидском и арабском, отчасти на монгольском языках. Опыт обращения с восточными источниками по истории Казахстана показывает, что за витиеватыми строками исторических описаний видны только поверхностные знания этнической й социальной ситуации, терминологии. Поэтому, чтобы разобраться в тех событиях, о которых только вскользь упоминают эти источники, необходимо самое серьезное внимание к устным вариантам степной историографии (шежире, кария соз). Степная историография, в свою очередь, представляет один из спектров устной литературы казахского народа.

К XIII-XV векам относится творчество таких жырау, как Асан кайгы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз. Это художественное явление берет свое начало с Сыпыра жырау и Кет буги. Народные предания приписывают Кет буге авторство песен-посвящений Чингиз хану, оплакивание смерти Джучи. Современником Токтамыс хана был Сыпыра жырау, активный борец против неурядиц в Золотой Орде. Участник многих известных событий той эпохи, Асан кайгы, воспевал утопическую страну «Жер уйук», путешествовал по степи в поисках земли обетованной. В его поэзии выражены думы и заботы лучших представителей кочевой аристократии, выступавших за сохранение стабильности общества, усиление Золотой Орды. В то же время в ней выражено недовольство действиями представителей кочевых тюрко-монгольских племен. Активная пора жизни Асан кайгы относится ко времени правления Аз Жанибек хана (1342-1357).

Великие жырау XIII-XV веков .являются основоположниками казахского героического эпоса В целом ряде их («Едиге», «Кобыланды батыр», «Ер Таргын», «Камбар батыр») воспевается история Золотоордынского этапа, деятельность ханов и героев, защищающих от иноземцев и стоящих на страже величия этого государства. История в них отражается как арена деятельности исключительно ^выдающихся героев. Эти произведения представляют богатый источник, освещающий военную и политическую жизнь в эпоху Золотой Орды.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.