Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Возникновение Казахского ханства. Степная устная историология о причинах образования Казахского ханства.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнололитических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV-XV вв. К середине XV в. объективно созрела необходимость в единой устойчивой государственности, которая могла бы обеспечить общность этнической территории сформировавшейся народности и хозяйственную деятельность населения Казахстана.

Различные исторические исследования главную причину возникновения Казахского ханства связывают с откочевкой части Узбекского улуса во главе с непокорными султанами Кереем и Жанибеком в Могулистан в 60-х гг. XV вв. и с расколом государства кочевых узбеков.

Раскол, на наш взгляд, связан с событиями предыдущего периода. Известно, что Абулхаир стал ханом в 17 лет (1428 г.), избрание его произошло в Западной Сибири (г. Чимгу-Тура). Позднее юному хану удалось завладеть городом Орду-Базар (в Центральном Казахстане), который был столицей Дешт-и-Кыпчака. В это время в составе государства «кочевых узбеков» были почти все племена кыпчако-ногайлинского этнокультурного круга - 92 ветви кыпчаков. После краткого этапа борьбы за «трон Сайн хана» (в Поволжье) Абулхаир резко изменил свою внешнюю политику. Отныне устремления кочевников Дешт-и-Кыпчака были направлены на Мавереннахр, где правил внук Тимура - великий Улугбек. Мавереннахр переживал свои не самые лучшие годы в политическом отношении. В 1446 г. Абулхаир-хан захватил бассейн р. Сырдарья. Сыгнак стал новой столицей государства «кочевых узбеков». И тогда многие племена Могулистана и Мавереннахра подались к Абулхаиру, сохраняя в то же время некоторые сепаратистские тенденции.

По «Шежире» Шакарима, причиной раскола государства на две части - узбеков и казахов стали разногласия между племенами .

Воспользовавшись, этим расколом, правнук могущественного правителя Ак-Орды Урус-хана Джанибек, сын известного хана Ак-Орды Барака, и его родственник Керей во второй половине 50-х годов увели за пределы ханства в Могулистан зависимые от них родоплеменные группы кочевого и полукочевого населения казахских степей.

Непосредственную причину < - откочевки Шакарим объясняет следующим образом: «...дальний предок аргынов щ прославленный Даирходжа был бием в годы правление Абулхаира. За справедливость его прозвали Акжол-бием. В то же время любимцем Абулхаира был предводитель кыпчаков - Кобыланды батыр. Между ними существовала неприязнь и ,однажды встретив Акжола тв степи одного, Кобыланды убил его Узнав об этом Жанибек хан, представляя интересы аргынов, потребовал от Абулхаира выдачи им Кобыланды. Абулхаир, опасаясь потерять поддержку кыпчаков, в этом отказал. Это привело к откочевке разгневанных казахов во главе с Жанибек ханом».

М.-Ж. • Копеев связывает происхождение казахского народа и государства с именем легендарного первопредка казахов - Алаша хана. И это произошло, по мнению шежирешы, в очень отдаленные времена, когда были живы еще родоначальники - патриархи Когам, Майкы, Котан, Кондыгер и др. Алаша хан во главе трех сотен джигитов и тринадцати мудрых аксакалов в степях Улытау создал казахское государство, Предводителями сотен названы сыновья аксакалов - батыры Уйсын, Аргын и Алшын. По легенде, джигиты подняли Алаша хана на белом войлоке на самую вершину Улытау. Поэтому имя Апаш для казахов служит боевым кличем и общенациональной идеей. Говорят, что его последователи тогда договорились, чтобы на врагов идти v с кличем «Алаш», а если никто не откликнется на этот-клич, будь даже он отцом родным, не жалеть». Отсюда и поговорка "когда племена алашские обрели общее название Алаш, когда Алаша стал ханом".

Наши исследования по материалам казахских преданий о Алаша хане, свидетельствуют о древности этой легендарной и колоритной фигуры. Имя - «Алаш» связано с жизнью и бытом первых коневодов Великой степи.

В середине XV века, когда распалась Золотоордынская империя и настала необходимость определиться насчет будущего* степные племена, верные идеям «Апаш», решили создать самостоятельное государство. В этническую основу государства вошли племена «алаш мыны», составлявшие ядро ак ордынского населения времен Урус хана: Окончательное утверждение Казахского ханства связано с именем Касым хана, перенесшего столицу Казахского государства в Улытау и построившего там мавзолей в честь первопредка и первого хана казахов - Алаша хана.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.