Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Значение этнонима «КАЗАХ». Социальное и этническое содержание.

Термин «казах» или правильнее «казак» вызывает очень много споров в среде исследователей-историков.

Исторические источники средневековья дают нам уникальную возможность проследить за всеми нюансами употребления этого термина: «в 1356 году «казахи» напали на Мавераннахр.. ». В 1397-1410 годах часть крымских кыпчаков переселилась в Литву и несла службу при королях, называясь «казаками» (русских казаков еще не было). В 1474 крымский хан Менгли-Керей писал Ивану III: «Мне твоей земли не воевать, моим уланам, ни князьям, ни казакам». В 1523 году русский посол в Стамбуле И. Морозов говорит султану: «Твои казаки азовские наших имают в поле а водят в Азов и продают». В 1471 году в походе на Новгород участвовал Касимовский царевич Данияр «со своими казаками» В 1481 году на хана Ахмета напали Ибак хан с «1000 казаками» и ногайские мурзы Муса и Жанбырши с «15000 казаками». В 1499 году «ордынские казаки и азовские под Козельск пришли, взяли село Олешию». В 1508 году казанский хан Абдуллатиф обещает князю Василию «не пускать воевать своих казаков». 

Из этой краткой подборки видно, что термин «казак» вначале имел чисто социальное значение и обозначал кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти.

Именно поэтому группа кочевников, откочевавших с Жанибеком и Кереем в Могулистан, получила название «казак». Этноним «казак» означал свободного человека, вольную общину ( от глагола каз туру - прямостоящий, каз шыгу -отделиться). Ханство, основанное ими, получило название «казахского». С этого момента значение слова «казак» начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в Политический, обозначая подданных Казахского ханства.

Основатель династии казахских ханов Урус правил в те времена, когда казахи не назывались еще казахами. Он правил племенами алаш (уш алаш), известными за пределами степи как союз узбеков. Лишь после отшчебкй Керея и Жанибека слово «казах» становится этнонимом. В этом качестве термин казах распространяется на огромных просторах Дешт-и- Кыпчака и Семиречья. Уход части узбекских племен во главе с Шейбани ханом в Мавереннахр определил дальнейшее расширение этого понятия - оставшиеся узбекские племена также стэли называться казахами. В XV веке терминьг «ногайлы», «узбек», «казак» не имели четких этнических границ и применялись параллельно. Фазлаллах Рузбихан дифференцирует их таким образом: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныйе одно из них - шибаниды и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя - казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью. И третье племя - мангыты, а из них, - цари астраханские» (нач. XVI в.). Эти слова Рузбихана свидетельствуют о том, что «казахи» и «узбеки» в описываемое время представляли более политическое объединение, чем этническое. Судя по Рузбихану, причина раздела - вражда между потомками Орда Еджена и Шейбана.

По данным среднеазиатских историков, племя мангыт, или Ногайский улус, в конце XV начале XVI вв. выступало то на стороне потомков Шейбана, то Орды Еджена. Масуд бен Османи Кухистани и Бинаи дают краткий список родов: «Три племени, относящиеся к узбекам, объединяли следующие роды: кият, мангыт, баили, кунграт, тангун, инджан, кушчи, барак, уйгур, утарчи, найман, ички, угреш-найман, тубай, таймас, джат, кытай, карлук, кенегес, уйсун, курлеут, имчи, минг, чимбай, шадбаклы, шункарлы й буркут».

Многие из перечисленных племен Дешт-и-Кыпчака, поддерживая внука Абулхаира, Мухаммеда Шейбани, ушли в Мавереннахр и составили этническую основу узбекского государства. Но большая часть осталась в степи и стала называться казахами. Лишь с объединением алашских племен в рамках Казахского ханства термин «казак» превращается из политического в этнический, став самоназванием всех кыпчако-ногайских племен и родов. Однако в кругах знатоков истории предпочитали вплоть до XX века пользоваться для обозначения казахского этноса терминами «Алты алаш», «Алаш». До сих пор как базовое понятие этнического единства термин «Алаш» популярен среди казахов. Термин «казах» Обозначает и весь этнос в целом и население Казахского ханства. Окончательное утверждение термина «казах» в качестве основной базы, маркера идентификации (этнической, политической, хозяйственной) произошло в 18 веке. Смотрим обращение Бухар жырау к Богенбай батыру: «Крепость и защита казахов», «Совесть и нравственность казахов» и т.д.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.