Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Внутренняя и внешняя политика.

Самостоятельная история Казахского ханства связана с расколом государства кочевых узбеков в середине XV в Подробные сведения о причинах объединения Казахского ханства и о первых казахских ханах излагает Мухаммед Хайдар Дулати: «В это время (около 1456 г.) Абулхаир хан владычествовал в Дашт-и-Кылчаке, султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них - Жанибек и Керей, бежали в Моголистан, Исаи Бугу хан принял беглецов хорошо и отвел им край Чу и Козыбаши, который составляет западную окраину Моголистана. После смерти Абулхаира улус Узбекский и пришел в расстройство ...Тогда множество народа откочевало к Керей и Жанибек ханам, так что число собравшихся около них людей возросло до двухсот тысяч, звать их стали узбеками-казахами ..Лосле Керея ханом стал Бурундук... Касим хан был во всем послушен, по примеру своего отца Жанибека, и покорен Бурундук хану ...После Касим хан до того усилился, что за Бурундук ханом осталось одно ханское имя. Под конец Бурундук хана изгнали, он в Самарканд и умер на чужбине. Касим хан сделался полновластным властителем во всем Дашг-и-Кыпчаке, там он был так могущественен, как еще никою не бывал после Джучи хана; число его войска превышала тысячу тысяч /миллион/человек. В конце концов после 924 /1518 г года он отошел в вечность».

В годы правления Бурындык хана ставка верховного хана казахов находилось в г. Сарайшык /территория Западного Казахстана/. Как пишет мирза Хайдар: «Бурынд -хан находился в Сарайчуке, Касым хан, желая быть подальше от него, уехал к границам Моголистана". За, скупыми строками летописи, безусловно, скрыты сложнейшие отношения внутри правящей элиты казахов, Как свидетельствуют источники Г в основе административно-территориальной организации казахского общества лежала улусная система. Известны улусы самого Бурындык хана, Касым хана, их братьев Жаныша и Таныша и др. крупных султанов, потомков Орыс хана. СопровождавшийМухаммеда Шейбани в походе 1509 г. историк Рузбихан писал: "Ряды войска казахов смешались друг с другом и, с соизволения Аллаха Всевышнего и по его воле, бросились бежать. Разбитые, они отправились в области Бурындык хан а". Речь р данном случае идет о зимнем походе узбеков против казахских султанов Жаныша и Таныша. Этот случай 1509 года был не единственным, пользуясь рассредоточенностью казахов в зимний период Шейбани в 1506 - 151.0 гг. несколько раэ совершил грабительские походы против них. Как видно из вышеприведенного рассказа, основные массы казахов обитали гораздо севернее и были фактически недоступны узбекам.

Малейшая попытка узбеков идти в глубь степей Дешт-и Кьпчака заканчивалась провалом. В своем последнем походе в 1510 году Шейбани остановился с основным войском, в районе Кок кесене (на берегу Сырдарьи). Один из казахских эмиров собрал свое ополчение, но, не в силах противостоять многочисленным узбекам, специально пустил слух о том, что прибыл сам Касым хан. Как только от разведчиков этот слух дошел, воины Шейбани хана, побросав все, что захватили, опустошенные добрались до хана (в источнике Шейбани хана называют Шахибек ханом). «Шахибек хан ударил в барабан ухода и не пытался получить другие вести. Кто не смог, отстал, кто смог - ушел, и, таким образом, разбитые и разрозненные, они в конце зимы добрались до Самарканда».

В казахском шежире дана лестная характеристика Касым хану Так, например М.-Ж.Копеев писал, что именно Касым хан перенес столицу государства из Сарайшыка в Улытау. При нем казахи стали известны всему миру как сильное государство, ему принадлежит заслуга в реформировании правовых основ Казахского ханства / «Ясный путь Касым хана»/, куда он ввел ряд установлений, названные «Ясный путь Касым хана». Известно четверостишье, где подчеркнута его основная заслуга в укреплении и созидании государства:

Сын Жанибека полководец Касым, 
Объединив всех казахов, 
Границы земли предков он Обозначил, 
начертив пикой.

Для закрепления позиции государства в Туркестанском оазисе Касым выгодно использовал борьбу между потомками Мухаммеда Шейбани и Тимура, именно так были присоединены Сайрамский и Ташкентский районы. В то же время он, поддерживая могулистанских ханов, влиял на политику международных отношений на территории Семиречья, Кашгарии и Ферганы. Касым активно поддерживал могулистанских ханов из дома Чагатаидов, особенно это заметно в его отношениях к султану Сайд хану. Мухаммед Хайдар описывает прием, оказанный в ставке Касым хана в честь высокопоставленного гостя из Семиречья: «Касым хан был до того внимателен к хану, что хан до самой смерти не мог забыть его приветливое обращение. Каждый раз как представлялся к тому случай, хан, да упокоит бог его душу, хвалил Касыма и припоминал как был он с ним любезен ...Касым, когда привел лошадей, обратился к хану и сказал: «Степнякам без коня не жизнь, эти два коня для меня самые надежные изо всех, обоих подарить не могу, но вы, дорогой гость, выберите себе любого, только другого оставьте мне».

Согласно казахским историческим преданиям, мавзолей Касым хана находился в г. Сарайчике, то есть в малой столице Золотой Орды. Отсюда можно сделать вывод о том, что границы Казахского ханства при Касыме простирались далеко за Яик, включая многие группы ногайских племен. После смерти Касыма начинается затяжной кризис Казахского ханства.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.