Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Образование и этнический состав казахских жузов.

Основное содержание этнической истории XV-XVI! вв. заключается в завершении формирования казахского этноса, определении территориальных границ, упрочении этнического состава жузов, а также в выработке оптимальных моделей генеалогической иерархии. В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков, казахам удалось сформировать четкую структуру этноса, которая опиралась на триальные традиции политической организации. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Большая численность казахов (около 1 млн.), территориальная раздробленность казахских племен обусловили широкую разветвленность, многоступенчатость иерархических связей между элементами этой структуры, основанной на кровнородственных и генеалогических связях.

Целый комплекс исторических источников позволяет нам утверждать об окончательном формировании триальной структуры Казахского ханства при легендарном Хакк-Назар хане. Во-первых, ему удалось восстановить могущество государства, возродить основной союз степных племен; известный в источниках как «алаш» (в дальнейшем Средний жуз). Затем Хакк-Назар хану удалось присоединить кочевые племена Семиречья. Сильнейший кризис Могулистана, внутренние проблемы султанов из рода Чагатаидов, многие из которых фактически осели на территории Восточного Туркестана, способствовали вхождению могулов в состав казахов (в дальнейшем Старший жуз).

Одновременный распад Ногайской Орды на ряд самостоятельных владений, междоусобная борьба Юсуфа и Исмаила, родных братьев, привели к серьезному кризису, предопределили переход восточных ногайцев в состав казахов (в дальнейшем Младщий жуз).

В народной этногонии первостепенным условием появления трех жузов является наличие трех сыновей или, же трех соратников у первопредка казахов Алаша-хана.

Как повествует легенда, «первым ханом казахов был Алаша хан, сын Кызыл Арыслан хана. Алаша родился пегим (пестрым), из-за чего его отец (по настоянию байбише - старшей жены, которая завидовала токал) решил избавиться от сына и отправил его вместе с матерью- токал в степь. Алаша в степи встретил легендарного Майкы би. Майкы би был с рождения хромым, ездил в двуколке, в которую запрягали людей. На своей двуколке пегого изгнанника Майкы привез своему народу, устроил по этому поводу великий пир.

Через некоторое время он дал пегому мальчику (Алаша) в сопровождение сто джигитов во главе со своим сыном Уйсыном и направил их в Сарыарку (в предании говорится о таких местностях как Улытау, Кышытау, Каракенгир, Сарыкенгир, Айдахарлы). Майкы точно определил, что мальчику суждено стать могучим правителем. «Хан должен быть справедливым, народ же его упорным и терпеливым, и тогда по черной земле они смогут проплыть на корабле», - сказал мудрый би.

Так было положено начало казахскому народу. Об этих событиях стало известно Кызыл Арыслан хану. Он захотел вернуть своего сына и отправип к старцам Майкы, Ко тан, Когам, Кондыгеру, Кобану гонцов с требованием вернуть сына. На поиски Алаша и его сотни в степь отправился сын Котана Болат. Вместо того, чтобы возвратить Алаша, прибывшие, поддавшись на уговоры, соблазнившись степным привольем, сами остались в Сарыарке. Уступая требованиям Кызыл Арыслан хана, старцы отправили в степь третью сотню во главе с сыном Когама Алшын и вместе с ними отправили еще тринадцать уважаемых аксакалов У казахов имеется поговорка, что если народ достигнет своим числом 313 человек, то против него никто не устоит, даже если весь свет будет против них.

Три сотни джигитов посадили пегого мальчика на алаша /ковер/, подняли на вершину Улытау и провозгласили его ханом: С тех пор потомки старшей сотни во главе с Уйсыном называются Старшим жузом. Остальные между собой договорились, что Старший жуз составит надежный тыл и будет снабжать казахское войско. Вторая сотня стала называться Средним жузом. Во время военных действий они должны были находиться с ханом и оберегать его. И, наконец, те, которые пришли вместе с Алшыном, сыном Когама, стали называться Младшим жузом. Они «не жалея живота своего, первыми должны бросаться на врага».

Эта легенда, вероятно, существует многие столетия. Ведь «алаш» - очень древнее понятие, и триальная структура в виде трех жузов (или частей) также существует очень давно. В сюжетах Геродота,посвященных генеалогическим преданиям скифов, отмечалось триальное их происхождение.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.