Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Казахско Джунгарские отношения в XVII -XVIII вв.

С первых десятилетий XVIII века Казахское ханство переживало глубокие потрясения, вызванные обострением борьбы с Джунгарией. Эти потрясения поколебали то начало государственности, которое укреплялось политикой Касыма w Хак Назара, Есима й Тауке. После смерти Тауке хана началась целая полоса неудач казахов. Разгром казахского войска в 1717 - 1718 гг., смерть Каиып хана, заменившего Тауке, смерть Булат хана, в годы великого бедствия «1723 - 25 гг.», Только к концу 20-х годов XVII века, когда опасность примирила внутренние междоусобия и направила всех к одному предмету (А.И.Левшин), казахи начали давать отпор джунгарам.

Джунгарами принято называть союз западно-монгольских племен в XVI-XVII веках в верховьях Иртыша, предгорьях Алтайских гор. Джунгар в переводе означает «левая рука» и первоначально относилось только к названию одного из главных племен в этом союзе - к чоросам и частично дербетам. В самом же деле в этот союз входили не менее многочисленные племена - торгоуыты и хошоуыты. Тюркские народы Центральной Азии называют эти племена термином «калмак» (отставший, оставшийся), - от этого русское название «калМык» . В китайских источниках их называют «элют», от самоназвания западно-монгольских племен «ойрат» или (дурбен ойрат - союз четырех племен).

Усиление джунгаров связано с приходом к власти чоросского правителя Батура, он первый из ойратских вождей принял титул «хун- тайджи». В 1640 году ему в местности Улан урга удалось собрать съезд вождей дурбен и ойратских племен, где было принято так называемое «Степное уложение» (Цааджин бичиг). Главная задача этого сьезда заключалась в том, чтобы дать отпор надвигающейся на Монголию маньчжурско-китайскои волне. Маньчжуры в это время вели завоевание китайских земель и фактически были готовы к созданию новой империи кочевников. Им впоследсвии удалось в Китае создать династию Цинь, которая в конце концов и уничтожила Джунгарское ханство в 1756-1757 гг. Однако, участие в работе съезда торгоуытов, к тому времени уже продвинувшихся к берегам pp. Жаиык и Едиль (Урал и Волга), говорит о том, что на повестке дня были и другие . политические вопросы. Одна из таких пробпем - стратегия взаимоотношения с соседями, в том числе и с казахами . Не зря сразу же после съезда калмыцкой знати в t640 году участились нападения на восточные пределы Казахского ханства. В 1643 году Жангир хану с трудом удалось остановить натиск джунгаров (Орбулакская Битва). Но все же общие итоги этой кампании были полезны для джунгаров, они овладели восточной частью Семиречья. Активно продвигались джунгары и по северным степям казахов, и уже в 30-40-х годах территория между рекой Иртыш и оз. Балхаш фактически контролировалась джунгарами. В верховьях Иртыша находилась ставка хунтайджи.

Торгоуытские правители в это время осваивали низовья р.Волга, вытеснив оттуда ногайские племена В 30-40-х годах крупные контингента калмыцких войск на давали покоя не только казахам, но й русским (в Сибири, под Астраханью и т.д.), башкирам (в районе Уфы).

В источниках отмечаются постоянные нападения капмыцких отрядов на Сибирские поселения русских в Тюменском и Тарском уездах. В это время в отдельных пунктах обитания калмыков (по Иртышу, в Каркаралинских горах и т.д.) появились ламаистские храмы. Все больше места в духовной жизни калмыков этого времени занимает ламаизм, отдаляя их от окружающих тюркских кочевников. Реформатором калмыцкой . письменности и активным проповедником религии был великий хошоуыт - Зая-Пандита.

Новая волна .джунгарских нападений на Казахское ханство связана с именем Галдан-Бошохту хана. К 80-м годам XVII века казахи были вытеснены джунгарами из Семиречья, потеряв здесь как оседлые центры, так и богатые пастбища. «С тех пор власть ойратов в Семиречье никем не оспаривалась, и многочисленные войны их с казахами,монголами и китайцами не имели отношения к этой области» (Бартольд). В 1681-1684гг. Галдан совершает крупные походы на юг Казахстана, а в 1684 году был

разрушен город Сайрам. Казахам во главе с Тауке ханом с большими трудностями удалось стабилизировать обстановку на восточных границах. 8 переговорах конца 80-х годов впервые мы встречаем, имя казахского бия и оратора Каз дауысты Казыбека.

Почему юг Казахстана привлекал ойратов? Еще в ранний период истории Центральной Азии в этом регионе появилось большое количество городов, которые сделались центрами торговых связей кочевых и оседлых племен. Такие города какТараз, Сайрам, Отрар, Туркестан и другие города служили кочевым племенам Сары-Арки источником благополучия. Начиная с элементарных необходимостей, нужных в быту, до савана для покойников кочевники покупали в этих городах. Политическое господство в этих оазисах предоставляло им возможность сбора налогов!* дани, необходимых для нормального функционирования властных структур.

В 90-х годах XVIi века война с Китаем отвлекла Галдана Бошохту от агрессивных действий в отношении казахских владений. Но в начале XVIII века Цеван Рабтан снова обратил свое оружие против казахов. В двух сражениях 1717 г. (на р. Аягуз) й 1718 г. (на pp. Боген, Шаян, Арыс) казахское ополчение потерпело сокрушительное поражение. Во главе казахского войска мы видим двух ханов - Кайыпа и Абулхаира, возвратившихся бесславно в свои улусы. Что стало причиной поражения, нам неизвестно. Возможно, сказалась дезорганизованность казахов по причине внезапности нападения, а может быть, и отсутствие сильной центральной власти, несогласованность в действиях ханов, зависть.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.