Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Усиление Джунгарского Ханства. Завоевание городов южного Казахстана. Годы «Великого Бедствия».

Джунгарские вторжения 1717 - 1718 гг, обострили внутренние усобицы казахского общества. В 1718 г. джунгары предприняли стремительный поход через Семиречье к рекам Арысь, Боген, Чаян, их целью было захватить ставку ханов - Туркестан.

В конце 1722 г., в обстановке начавшегося перемирия с маньчжурскими правителями Китая, джунгары решили нанести новый мощный удар по Казахстану и весной 1723 г. был осуществлен спланированный завоевательный поход, который вошел в историю казахского народа как в годы великого бедствия».

К 1723 году ситуация в казахско - джунгарских отношениях резко изменились к худшему. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «неминуемое разорение и гибель... Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду...». Начались «годы великого бедствия» - «Актабан шубырынды, Апкакол сулама» что означает «брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то «родилась старинная казахская песня-плачь (жоктау) «Елимай» («О, народ мой»), как символ народной скорби об этой трагедии.

Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным государством.

Внутриполитическое положение ханства в конце XVII ~ начале XVIII вв. было сложным. Реформы Аз Тауке хана, направленные на децентрализацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского сейма 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент снова брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопротивление против джунгаров не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия.

В одном из последних писем Кайып хана тобольскому губернатору Матвею Гагарину ощущается некоторая тревога за внутреннюю нестабильность казахского общества - «Да ещё прошу милости. От нас которые нужны и голодны, ушли к Вам близко, нас не послушаючи, а ежели Вас будут воевати и в руки к Вам попадут, всех их прибить, а живых не отпускать, и мы лиха в том не будем иметь».

Таким образом, попытки ханов возродить централизованное государство, объединив все улусы и жузы, сталкивались с сильнейшими сепаратистскими настроениями.

С другой стороны, внешнеполитическая ситуация осложнялась не только сильнейшим натиском джунгаров. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки /торгоуыты/, с севера — сибирские казаки, между ними действовали башкиры, с юга существовала постоянная угроза от среднеазиатских государств. Весь свет был против казахов, и по периметру казахских границ горела земля. Под давлением превосходящих и организованных сил джунгаров казахи уходили на запад и юг. Еще до главного удара калмыков в 1723 году племена Младшего жуза направились в кочевья волжских калмыков и башкиров. Появление Абулхаира во главе 20 тысячного войска в районе р. Жайык и разорение, постигшее некоторые калмыцкие улусы /улус Лекбая и др./, заставили российское начальство (астраханский губернатор) предпринять против казахов ряд мер. Так, в улусы калмыцких тайшей Досанга и Лекбая были направлены русские команды и казаки с пушками.

В это время на юге разворачивалась самая страшная трагедия казахов XVIII века. Начало трагедии связано с сильнейшим джутом, приведшим казахское хозяйство в состояние разорения. Вторжение джунгаров было начато в начале весны 1723 года. В нем участвовало значительное количество джунгарских войск под руководством Шуно - Дабо, одного из сыновей Цеван Рабтана Успех этого крупного натиска джунгаров был обеспечен не столько внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыцких воинов был опыт многолетней войны против китайских войск. В подготовке армии к кампании 1723 года не последнюю роль сыграл пленный швед - Густав Ренат. Он попал в плен к калмыкам еще в 1716 году, будучи в составе отряда И. Бухгольца. В Джунгарии он наладил производство пушек, для чего были построены небольшие заводы.

Под натиском джунгаров казахи уходили на запад. Старший жуз отчасти уходип через Ходжент (Кожа кент) на юг, а отчасти принял джунгарский протекторат. Средний жуз отходил к Самарканду и Бухаре, а отчасти шел в Сарыарку. Младший жуз отступал в Хиву и в Поволжье «Переходы сии влекли за собою неминуемое разорение и гибель» (А. И. Левшин). Были потеряны все города юга, начиная с Туркестана и Ташкента, всего 32 города.

Выходом из создавшегося положения мог быть лишь организованный отпор врагу, который остановил бы дальнейшее продвижение кочевий, джунгар на запад.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.