Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Аблай хан - личность и политик.

Абылай хан (Сабалак, Абильмансур, Абылай султан, Абылай бахадур) правил в 177Г- 1781 годах Согласно общепринятому мнению, Абылай хан - сын Коркем Вали, внук Канышер Абылая (Кровопийцы). Канышер Абылай был правителем ряда городов Мавереннахра.

Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перепетиях 18 века. В 30-х гг. он участвовал во всех военных походах казахов и переговорах с соседними народами. В 40 - 50-х гг.. он наладил мир с джунгарским государством и вернул казахам присырдарьинекие города. В 60-х гг. он установил непосредственные дипломатические связи с Россией и Китаем, одновременно используя их друг против друга. Таким образом, Абылай старался обезопасить свои владения от агрессивных соседей. Его активная внешняя политика в середине 18 века вызывала много беспокойств в России. Колониальная администрация получала многочисленные указания по выслеживанию направления внешнеполитической деятельности Абылая. Обратимся к донесению Оренбургского губернатора А Давыдова в Коллегию иностранных дел: «...по тем императорского величества указом ко исполнению остаются ныне главнейшими и важнейшими делами следующие, а именно: 1-е. Не упускать никакого случая Средней киргиз - кайсацкой орды Абылай - султана... » (1759 г.).

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом 18 века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Это было связано, прежде всего, с безусловно харизматическим характером его власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Несмотря на знатное происхождение, в детстве ему пришлось быть пастухом и табунщиком, участвовать в войне против джунгар в качестве рядового дружинника и заслужить звание батыра в бою. Абылай имел хорошее мусульманское образование. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат.

После 1755 г., когда Китай, уничтожив Джунгарию, вышел к границам Казахстана, казахские вожди под предводительством Абыйая старались поддержать джунгаров. Они не выдали Амурсану, последнего хана калмыков, и даже вынуждены были вступить в войну против китайских войск (1756 г.); Казахские правители рассчитывали сохранить это государство, являющееся своеобразным буфером между Казахстаном и Китаем. Тот же самый принцип наблюдается в попытках поддержки, которые оказывал башкирам Абылай хан. 

Внутренняя политика Абылая была направлена на укрепление центральной власти. В первой четверти 18 века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. В 30-х гг. 18 века эта система стала меняться, начала расти роль султанов. Абылай стремился внести в управление жузами и больших объединений элементы улусной системы. В роли таких правителей выступали многочисленные сыновья хана.

Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти - опора на деятельность сильных личностей своей эпохи. Вокруг Абылай хана мы видим великих жырау XVIII века: Бухар жырау, Умбетей, Таттикара,батыров- Кабанбай, Богенбай, Малайсары, великих биев - Толе из Старшего и Казыбек из Среднего жузов.

Эти и другие мероприятия явились основой создания прочного централизованного государства.

Благодаря активной внутри- и внешнеполитической деятельности Абылай хана Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство.

Этнический состав казахов существенно пополняется в середине XVIII века за счёт калмыков, башкиров, кыргызов, каракалпаков и среднеазиатских народов. По самым приблизительным подсчётам, численность казахов достигла 3 млн. Никогда ещё в истории ни один кочевой народ центральной Азии не достигал этой отметки.

Умер Абылай хан в 1781 г. в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.