Войти
Ru

Аблай хан - личность и политик.

Абылай хан (Сабалак, Абильмансур, Абылай султан, Абылай бахадур) правил в 177Г- 1781 годах Согласно общепринятому мнению, Абылай хан - сын Коркем Вали, внук Канышер Абылая (Кровопийцы). Канышер Абылай был правителем ряда городов Мавереннахра.

Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях. Он выступает как поистине великий предводитель казахского народа во всех перепетиях 18 века. В 30-х гг. он участвовал во всех военных походах казахов и переговорах с соседними народами. В 40 - 50-х гг.. он наладил мир с джунгарским государством и вернул казахам присырдарьинекие города. В 60-х гг. он установил непосредственные дипломатические связи с Россией и Китаем, одновременно используя их друг против друга. Таким образом, Абылай старался обезопасить свои владения от агрессивных соседей. Его активная внешняя политика в середине 18 века вызывала много беспокойств в России. Колониальная администрация получала многочисленные указания по выслеживанию направления внешнеполитической деятельности Абылая. Обратимся к донесению Оренбургского губернатора А Давыдова в Коллегию иностранных дел: «...по тем императорского величества указом ко исполнению остаются ныне главнейшими и важнейшими делами следующие, а именно: 1-е. Не упускать никакого случая Средней киргиз - кайсацкой орды Абылай - султана... » (1759 г.).

Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом 18 века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».

Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Это было связано, прежде всего, с безусловно харизматическим характером его власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Несмотря на знатное происхождение, в детстве ему пришлось быть пастухом и табунщиком, участвовать в войне против джунгар в качестве рядового дружинника и заслужить звание батыра в бою. Абылай имел хорошее мусульманское образование. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат.

После 1755 г., когда Китай, уничтожив Джунгарию, вышел к границам Казахстана, казахские вожди под предводительством Абыйая старались поддержать джунгаров. Они не выдали Амурсану, последнего хана калмыков, и даже вынуждены были вступить в войну против китайских войск (1756 г.); Казахские правители рассчитывали сохранить это государство, являющееся своеобразным буфером между Казахстаном и Китаем. Тот же самый принцип наблюдается в попытках поддержки, которые оказывал башкирам Абылай хан. 

Внутренняя политика Абылая была направлена на укрепление центральной власти. В первой четверти 18 века каждое родовое объединение было практически автономно и управлялось своими биями, родоправителями. В 30-х гг. 18 века эта система стала меняться, начала расти роль султанов. Абылай стремился внести в управление жузами и больших объединений элементы улусной системы. В роли таких правителей выступали многочисленные сыновья хана.

Второй комплекс мероприятий, предпринятых Абылаем для усиления центральной власти - опора на деятельность сильных личностей своей эпохи. Вокруг Абылай хана мы видим великих жырау XVIII века: Бухар жырау, Умбетей, Таттикара,батыров- Кабанбай, Богенбай, Малайсары, великих биев - Толе из Старшего и Казыбек из Среднего жузов.

Эти и другие мероприятия явились основой создания прочного централизованного государства.

Благодаря активной внутри- и внешнеполитической деятельности Абылай хана Казахское ханство превратилось в относительно мощное и единое государство.

Этнический состав казахов существенно пополняется в середине XVIII века за счёт калмыков, башкиров, кыргызов, каракалпаков и среднеазиатских народов. По самым приблизительным подсчётам, численность казахов достигла 3 млн. Никогда ещё в истории ни один кочевой народ центральной Азии не достигал этой отметки.

Умер Абылай хан в 1781 г. в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.