Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Хозяйство казахов в XV-XVII вв.

В XV-XVII в в. казахи вели кочевое и полукочевое скотоводство в соответствии с природно-климатическими условиями зоны сухих степей и полупустынь. Маршруты и годичные циклы кочевания cо сменой сезонных пастбищ нередко менялись под влиянием, главным образом, политических событий. В целом, очертания границ казахских родов охватывали территорию от Поволжья до Алтая и Тянь-Шаня, от берегов Сырдарьи до Сибири. Следует так же отметить, что в начале XV в. территория Казахского ханства была гораздо меньше, чем территория расселения тюркских племен, которые вошли в состав государства позднее. Включение в Казахское ханство территории от северных границ Хорезма до р. Жайык (Урал) произошло при Хак-Назар хане (1538-1580 гг.); Вхождение Ногайского юрта связано с окончательным упадком Ногайской Орды. Таким образом, только в середине XVI в. окончательно сформировалась этническая территория казахов в виде трех казахских жузов - носителей определенных хозяйственно-культурных укладов.

С начала самостоятельного существования Казахское ханство активно боролось за присырдарьинские города. Они играли в жизни кочевого Населения многоплановую роль: Сыгнак был «торговой гаванью» Восточного Дешт-и Кыпчака, Ташкент (Шаш), Туркестан (Яссы), Сайрам, Отрар относились к числу крупных торгово-экономических центров Юга Казахстана.

Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны, прежде всего, торговыми отношениями, через эти города проходили транзитные торговые пути Йндии, Шгая и Европы. В XV-XVII в.в. эти города также служили в качестве политических центров: в них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье). Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседлоземледельческих центров; постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеков Мавреннахра. По приблизительным расчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки.

Вместе с тем, само существование контроля над городами дает право говорить об единой системе экономических отношений, позволяющей сочетать различные хозяйственно-культурные уклады.

По свидетельствам источников, казахи обладали огромными стадами, исчислявшимися десятками и даже сотнями тысяч голов. Ведущее место в скотоводстве занимали овцы. Мясо и молоко овец употреблялись ё пищу, шерсть и кожа шла на изготовление войлока, одежды, посуды и т.д.

В жизни кочевника огромное место занимала лошадь. «Мы жители степей»,- говорит хан Касым, - «у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Гпавное наше богатство состоит в лошадях».

Фазаллах Рузбихан в начале XVI века, побывав в казахских степях, сравнивает ее благодать с райским уголком: «Эти подобные раю степи считают они обиталищем своего могущества, весенним жилищем покоя и отдыха», - пишет он о казахах* «Численность стад их коров и овец, счет табунов их лошадей никто, кроме Всевышнего, совершенное знание которого океан бескрайний не знает. И ни один счетчик, считающий на пальцах, и ни один писец, составляющий реестры, не смогут сосчитать количество их скота».

Восточные авторы этого периода дают также интересные сведения, касающиеся сезонных перекочевок казахов. Большинство из нйх говорят, что казахи в летнюю пору обитают в области реки Едиль (Волга), спускаясь к зиме к окрестностям Сыра (Сырдарьи): «они из пределов степи и области реки Едиль, которую называют Итиль, они, ежедневно кочуя в таком великолепии и богатстве в течение двух или более месяцев и передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих и других шубах, в шелковых одеждах со множеством украшений, через два месяца прибывают на зимние стойбища. Местом их зимовья является побережье реки Сейхун, которую называют Сыр».

В рассматриваемое время (XV-XVII вв.) земледелие развивалось в основном на юге, в районе Туркестано-Ташкентского оазиса Все документы, относящиеся к указанному периоду, .отмечают достаточно активное развитие земледелия вблизи городских центров, В хозяйственной структуре крупных и малых городов занятие земледелием играло значительную роль. Казахские города окружали сады и огороды, бахчи и виноградники, поля и пастбища. Городские жители отличались гостеприимством. Восточный автор пишет: «Когда у кого-либо в доме уважаемый гость делается кунаком и хозяин дома по отношению к нему исполняет правила гостеприимства и угощения, что является обычным для жителей Туркестана, то если возникла нужда в мясе, хозяин тотчас же, закинув за плечо могучий лук с несколькими стрелами, выходил на охоту... Он отправлялся в степь и сразу же мастерским большим пальцем делал жирного кулана мишенью своей охотничьей стрелы».

М. Шейбани хан в начале XVI века во время похода на казахов несколько недель со своим многочисленным войском простоял в городе Аркук и собрал запасы продуктов на месяц вперед. «Прибывшие из городов, полей и степей, бухарских и самаркандских, воины не имели с собой «съестных припасов»,: - пишет очевидец. И «решено было собрать на месяц с лишним продовольствия для похода на узбеков и казахов». Местное население вынуждено было нести бремя этого налога. Историк удивляется: «это весьма диковинное; потому что если бы прохождение такого войска случилось через Мавереннахр, Хорасан, Ирак и Азербайджан и оно потребовало бы продовольствия на месяц, то возможно, разорилось и погибло бы множество народа от наказаний и мучений при поисках Зерна».

Земледелие развивалось не только на юге, но и в северных степных регионах. Венециайский купец Барборо отмечает оригинальные способы земледелия у степных племен: «кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются... нагружают телеги семенами, приводят нужных животных и направляются к назначенному месту... Затем возвращаются в орду». Кочевые аулы в таких случаях стараются не отходить от своих полей слишком далеко «не удаляясь больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеб не созреет».

Большую роль в жизни кочевников играла торговля. Кочевники XV- XVII веков вели активную торговлю с соседними странами, часто выступая даже в роли гарантов трансконтинентальной торговли между Востоком и Западом, Эта роль заключалась в посреднической деятельности, в охране и сопровождении караванов. Активная торгово-ремесленная деятельность существовала на юге, в западных и центральных степных городках. Рузбихан, рассказывая о причинах священной войны против казахов, пишет; «Казахские купцы постоянно посещали и посещают страны ислама, равно и купцы этих стран ездят к ним. Купцы этой страны вхожи в их среду, заучивают предписания ислама, и сейчас с ханами и султанами - мусульмане. Они читают Коран, исполняют молитвы, отдают детей своих в школу, постятся, вступают в брак» и т.д.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.