Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Города Туркестанского оазиса в XVIII в. значение их в судьбах казахcкого этноса.

В экономическую систему Казанского ханства в начале XVIII в. входили города и земледельческие оазисы. Город служил центром обмена и ремесла. Согласно источникам, в начале XVIII в. кочевое скотоводческое хозяйство казахов было тесно связано с земледельческими и городскими центрами. Этот симбиоз, способствовавший стабильному развитию ремесла и караванной торговли и сформировал тот самый мощный экономический потенциал, на котором долго существовало Казахское ханство. 

С начала самостоятельного существования Казахское ханство активно боролось за присырдарьинские города. Они играли в жизни кочевого населения многоплановую роль. Сыгнак, бывший в одно время столицей Узбекского улуса, по оценке восточных авторов, был «торговой гаванью» Восточного Дешт-и-Кыпчака, т.е. все нити экономической и политической жизни сосредотачивались в нем. Такие города, как Ташкент (Шаш), Туркестан (Яссы)Јайрам, Отрар , относились к числу крупных торгово- экономических центров юга Казахстана. Вокруг этих городов располагались второстепенные поселения, города-спутники. Каждый город имел свои отличия. Так, Сауран был известен системой оборонительных сооружений и кяризов, (оросительные каналы). Туркестан - как столица Казахского ханства, центр религиозной жизни, пантеон; Ташкент и Сайрам - центры крупных сельскохозяйственных округов и автономные в своей внутренней жизни.

Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны прежде всего торговыми отношениями. Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, через них проходили транзитные торговые пути из Индии, Китая и Европы. В XV- XVIГ в. эти города служили в качестве политических центров. В них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье).Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседло-земледельческих центров. Постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеками Мавераннарха. По приблизительным подсчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки. Позднее об оставшихся пишет Рузбихан (XVI в.): «В настоящее время они ничего не знают о радостях жизни, благоденствии и довольстве узбеков Суровый и грубый образ жизни, который они ведут, представляют основой спокойствия и досуга, а узбеков считают поселившимися в тесных домах и не имеющих достоинства. Кроме своего полного недостатков образа жизни, они не признают ничего более благородного и приятного».

Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарья, Чу и Талас, бассейны Тургая, Ишима и Иртыша, где находились их главные зимние стоянки и где располагались разнообразные типы стационарных жилищ и оросительные каналы. Вместе с тем, следует сказать, что в XVIII веках города постепенно приходили в упадок, поскольку открывались морские пути сообщения, континентальная торговля потеряла значение и вместе с ней наступает культурная изоляция Средней Азии от остального мира. В конце XVII - в начале XVIII вв. только Туркестан с городами спутниками и Ташкент со своей окраиной более или менее сохраняли значение для кочевников.

В одном из источников конца XVII века даётся перечень основных казахских городов юга: у кроме де Яссу, другой город - Сайрам, третий — Текец, четвёртый - Харасман, пятый -Чимгент, шестой ~ Текек, седьмой ~ Бабан Елган, восьмой - Харамурол, девятый - Ташкент, десятый - Чинак, а одиннадцатый стоит на Чирчике... а река де Чирчик шириною средняя, глубоко вельми и быстра. Меж теми городами езда город до города по половине дня, и больше и по дню и по суткам, а кругом де городков посады. А в городах де пушек нет, а мелково оружия и лучного бою много.... А в городах де поставлены мечети великие, где собираются на мольбище, и судебные избы в городах построены и сидят для расправы воеводы, и называются де они беки и беи».

Имеются также сведения о хозяйственной структуре оседлых регионов Казахстана: «в Казачьей Орде хлеба всякого пашут вблизи городов, и отъезжая по селам много, а скота демногое число... также в городах и в сёлах многие сады...».

Наряду с кризисом, постигшим среднеазиатскую городскую культуру в Новое время, не последнюю роль в угасании городов юга сыграли джунгарские погромы. Участившиеся с 80-х годов XVII века /разрушение Сайрама/ набеги Джунгарии были направлены в основном на юг Казахстана и нанесли существенный ущерб хозяйственному развитию и торговле региона. К 20-м годам XVIII века на юге складывается тяжёлая экономическая ситуация, последствия которой обострились при нашествии Джунгарии в 1723-25 гг. Потери казахского населения в основном связаны с хозяйственной несостоятельностью Туркестанского региона. Политико- экономические устои казахского общества окончательно были-нарушены захватом Семиречья и городов Туркестанского оазиса джунгарами. В поисках новых пастбищ и новых рынков казахские племена направились к северу и востоку. Отныне основными партнёрами кочевников в йх торгово- ремесленных потребностях становится Россия и Китай.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.