В экономическую систему Казанского ханства в начале XVIII в. входили города и земледельческие оазисы. Город служил центром обмена и ремесла. Согласно источникам, в начале XVIII в. кочевое скотоводческое хозяйство казахов было тесно связано с земледельческими и городскими центрами. Этот симбиоз, способствовавший стабильному развитию ремесла и караванной торговли и сформировал тот самый мощный экономический потенциал, на котором долго существовало Казахское ханство.
С начала самостоятельного существования Казахское ханство активно боролось за присырдарьинские города. Они играли в жизни кочевого населения многоплановую роль. Сыгнак, бывший в одно время столицей Узбекского улуса, по оценке восточных авторов, был «торговой гаванью» Восточного Дешт-и-Кыпчака, т.е. все нити экономической и политической жизни сосредотачивались в нем. Такие города, как Ташкент (Шаш), Туркестан (Яссы)Јайрам, Отрар , относились к числу крупных торгово- экономических центров юга Казахстана. Вокруг этих городов располагались второстепенные поселения, города-спутники. Каждый город имел свои отличия. Так, Сауран был известен системой оборонительных сооружений и кяризов, (оросительные каналы). Туркестан - как столица Казахского ханства, центр религиозной жизни, пантеон; Ташкент и Сайрам - центры крупных сельскохозяйственных округов и автономные в своей внутренней жизни.
Кочевники Казахстана с южными городами и оазисами были связаны прежде всего торговыми отношениями. Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, через них проходили транзитные торговые пути из Индии, Китая и Европы. В XV- XVIГ в. эти города служили в качестве политических центров. В них располагались ставки казахских ханов и султанов. Более того, жизнь теплилась еще в тех городищах степного Казахстана, через которые пролегали караванные дороги (Улытау, Семиречье).Многие племена на зимние стоянки выбирали окрестности этих оседло-земледельческих центров. Постоянные изнурительные войны казахских кочевников со своими соседями приводили часто к оседанию их в этих оазисах. Особенно сильный отток кочевых родов был связан с завоеванием узбеками Мавераннарха. По приблизительным подсчетам, около 300 тыс. кочевников покинули навсегда степи Сарыарки. Позднее об оставшихся пишет Рузбихан (XVI в.): «В настоящее время они ничего не знают о радостях жизни, благоденствии и довольстве узбеков Суровый и грубый образ жизни, который они ведут, представляют основой спокойствия и досуга, а узбеков считают поселившимися в тесных домах и не имеющих достоинства. Кроме своего полного недостатков образа жизни, они не признают ничего более благородного и приятного».
Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарья, Чу и Талас, бассейны Тургая, Ишима и Иртыша, где находились их главные зимние стоянки и где располагались разнообразные типы стационарных жилищ и оросительные каналы. Вместе с тем, следует сказать, что в XVIII веках города постепенно приходили в упадок, поскольку открывались морские пути сообщения, континентальная торговля потеряла значение и вместе с ней наступает культурная изоляция Средней Азии от остального мира. В конце XVII - в начале XVIII вв. только Туркестан с городами спутниками и Ташкент со своей окраиной более или менее сохраняли значение для кочевников.
В одном из источников конца XVII века даётся перечень основных казахских городов юга: у кроме де Яссу, другой город - Сайрам, третий — Текец, четвёртый - Харасман, пятый -Чимгент, шестой ~ Текек, седьмой ~ Бабан Елган, восьмой - Харамурол, девятый - Ташкент, десятый - Чинак, а одиннадцатый стоит на Чирчике... а река де Чирчик шириною средняя, глубоко вельми и быстра. Меж теми городами езда город до города по половине дня, и больше и по дню и по суткам, а кругом де городков посады. А в городах де пушек нет, а мелково оружия и лучного бою много.... А в городах де поставлены мечети великие, где собираются на мольбище, и судебные избы в городах построены и сидят для расправы воеводы, и называются де они беки и беи».
Имеются также сведения о хозяйственной структуре оседлых регионов Казахстана: «в Казачьей Орде хлеба всякого пашут вблизи городов, и отъезжая по селам много, а скота демногое число... также в городах и в сёлах многие сады...».
Наряду с кризисом, постигшим среднеазиатскую городскую культуру в Новое время, не последнюю роль в угасании городов юга сыграли джунгарские погромы. Участившиеся с 80-х годов XVII века /разрушение Сайрама/ набеги Джунгарии были направлены в основном на юг Казахстана и нанесли существенный ущерб хозяйственному развитию и торговле региона. К 20-м годам XVIII века на юге складывается тяжёлая экономическая ситуация, последствия которой обострились при нашествии Джунгарии в 1723-25 гг. Потери казахского населения в основном связаны с хозяйственной несостоятельностью Туркестанского региона. Политико- экономические устои казахского общества окончательно были-нарушены захватом Семиречья и городов Туркестанского оазиса джунгарами. В поисках новых пастбищ и новых рынков казахские племена направились к северу и востоку. Отныне основными партнёрами кочевников в йх торгово- ремесленных потребностях становится Россия и Китай.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.