Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Антиколониальные движения в западном Казахстане. Восстания под предводительством султанов Арынгазы и Каратая, Биев Жоламана и Есета.

В первых десятилетиях XIX века Казахстан переживал сильнейшую хозяйственную разруху и политический кризис. Все это явилось следствием усиления колонизаторской политики царизма, произвола и насигдея над народом, вмешательства в традиционную экономику и т.д. И, наконец, царская администрация разжигала огонь вражды между ведущими сословиями - султанской и бийской, что приводило к ожесточенным столкновениям и усобицам.

Именно так готовились предпосылки бесконечного числа народных и султанских движений 19 века. Наиболее значительным из них в Западном Казахстане мы можем назвать движение Каратая, освободительную борьбу Арынгазы хана, выступление Жоламана Тленшыулы и батыра Есета.

Движению Каратая предшествовало назначение ханом Младшего жуза в октябре 1797 года султана Айчуака. Этим остались недовольны многие сутаны Младшего жуза - их кандидатом был второй сын хана Нуралы султан Каратай, который ещё при жизни отца управлял многочисленными поколениями g байулы. От этой группы на имя оренбургского военного губернатора О.А.Игельстрома был подан ряд петиций с просьбами о поддержке кандидатуры Каратая. Но царское правительство пугалось большего влияния и смелости лидера султанской партии, и ханом был назначен уже глубокий старик Айчуак.

Каратай не мирился с этим назначением. Он разъезжал по аулам Младшего жуза и агитировал народ на новые выборы. В этот период он был далёк от мысли вооруженного выступления, хотя его власть распространялась на огромную территорию от берегов Урала до Илека, далее до Гурьева, Эмбы и Сагыз. И только назначение в 1805 году ханом вместо Айчуака его сына Жан-тope вызвало озлобление Каратая. В 1806 году на реке Хобда собрался съезд старшин, сместивший бесполезного хана Жан-торе и провозгласивший Каратая ханом Младшего жуза.

Борьба против Жан-торе была борьбой против колониального аппарата и поэтому широкие массы казахов поддержали хана Каратая. В ходе борьбы Каратай захватил все транзитные караванные пути и парализовал торговлю России со Средней Азией. В 1809 году он решается убить Жан-торе. Репрессии царских властей и месть со стороны родственников убитого заставили его покинуть Казахстан и удалиться в пределы Хивы до 1812 года.

В этом же году ханом был утверждён Шергазы Айчуак улы, который при поддержке русских войск совершил нападение на султана Каратая. В ответ Каратай призвал всех казахов от «7 до 70 лет» восстать против Шергазы.

Вооружённая борьба Каратая против ставленников русской администрации продолжалось до 1816 года. Однако возвышение в степи султана Арынгазы отодвинуло Каратая на второй план.

Руководитель движения казахов Младшего жуза за независимость Арынгазы-хан родился в семье Абулгазы хана, потомка Кайыпа. Эта династия состояла всегда во враждебных отношениях с домом Абулхаира и была тесно связана с господствующими домами Средней Азии. Бухарский эмир пожаловал Арынгазы титул - «Эмир ал-муслимин» - повелитель правоверных ярый сторонник шариата. Казахи называли его «тыным-хан», что означает хан-миротворец. В течение нескольких лет Арынгазы удалось восстановить порядок в Младшем жузе, приостановить агрессию со стороны Хивы. Но русское самодержавие видело в нём своего врага и, пригласив его, якобы для переговоров, задержало в Санкт-Петербурге, где он умер в 1833 году. Так закончилась деятельность одного из крупных казахских государственных деятелей 19 века.

Также одной из серьёзных вспышек народного возмущения в 20-30 годах, 19 века было выступление Жоламана Тленши улы, горячего приверженца хана Арынгазы, связывавшего с ним свои планы возрождения спокойствия и стабильности в Младшем жузе. Главная причина вступления в борьбу против царских колонизаторов заключалась в экспансии правительства, отобравшего у племени табын Новоилецкий район, богатый пастбищами и реками.

Но были и другие причины этого выступления, о которых довольно в резкой форме говорится в обращении батыра Жоламана и его соратников к царской администрации: строительство

вследствие чего казахи лишились внутренней стороны реки Илек; присвоение русскими и башкирами Нарым песков; произвол и несправедливость со стороны Шергазы и т.д.

Неоднократный провал попыток мирных переговоров подтолкнул Жоламана на путь вооруженной борьбы. Это было один из самых продолжительных сопротивлений в истории национально-освободительных движений казахского народа.

Широкий размах восстания Жоламан батыра приняло в 1835 году, борьба за землю, потерянные пастбища составляли основное содержание этого движения.

В 1855-58 гг. произошло крупное выступление казахов, кочевавших к западу от Аральского моря. Царская администрация различными поборами, тяжёлыми повинностями разоряло эти хозяйство. Руководил этим выступлением крупнейший родоначальник племени шекты Есет Котибаров. Против Есета снаряжались крупные экспедиции (А.Джантурина, Кузьминского, Дерышева, Михайлова). В 1858 году Есет вынужден был капитулировать.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.