Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Асоциальные отношения и сословная стратификация казахского общества в первой половине XIX века.

XIX век - эпоха крупнейших потрясений казахского общества. Этот период отмечен кардинальными изменениями в жизни казахского народа, вступившего в русло чуждых его. менталитету перемен. Контуры крутого перелома отчётливо проявились ещё в XVIII веке, когда кочевники Центральной Азии, прижатые со всех сторон оседлыми народами, решали судьбоносные вопросы дальнейшего существования. Ослабление политической власти, внутренняя борьба среди правящей элиты развернувшаяся в ходе принятия условий подданства, а затем и военная колонизация привели к серьёзнейшим изменениям в социальной организации. Уже в первых десятилетиях XIX века Казахстан переживал сильнейшую хозяйственную разруху и политический кризис. В 1805 году директор Оренбургской таможни сообщил министру коммерции, что «самая крайняя бедность, постигшая за несколько лет перед сим казахские семьи, даже целые многолюдные их роды, не только между ними не умаляется, но кажется, ещё из года в год усиливается, как сия бедность есть единая вина, что казахи, удушая даже чувство природы, решаются для спасения от голодной смерти продавать собственных детей своих под именем азиатских пленников».

Упадок хозяйственной жизни наблюдается так же и в других частях казахской земли. Так, продажа детей отмечена не только на границах Младшего жуза, но и по сибирской линии. В таких торговых центрах, как Тобольск, Троицк, Оренбург в 1810 - 1815 гг. торг живым товаром проходил весьма оживлённо. Охотно покупали казахских детей и среднеазиатские купцы. А.И.Левшин пишет, что в 1815 году «около Гурьева русские в течение месяца купили сто мальчиков и девочек, за мальчиков давали по четыре или по три, за девочек по три и по два куля ржаной муки».

Анализ фактического материала этого периода показывает, что такие социальные катаклизмы в казахском обществе возникали не сразу и не как следствие каких - то природных факторов, а являлись следствием усиления колонизаторской политики царизма, произвола и насилия над народом, вмешательство в традиционную экономику (земельная колонизация). Социальный кризис в казахском обществе усиливается и в связи с политическими процессами. Царское правительство всемерно старалось ослабить власть потомственных ханов, оттеснить родовую знать, вносило раздор в султанские семьи, выдвинуло на первый план людей безвольных, тщеславных, в то же время всячески стремилась унизить в глазах народа более достойных на это лидеров. Царизм ловко использовал, также межродовые конфликты, которые часто приводили к кровавым драмам и способствовали упадку благосостояния народа.

Огромный урон кочевые хозяйства терпели от различных стихийных бедствий, массовых заболеваний скота, участившейся барымты. Особенно сильно на уменьшение поголовья скота и упадка благосостояния кочевников отразились участившиеся в XIX веке джуты. Так, в результате тяжёлой зимы 1827 года во Внутренней Орде погибло около 1200 тыс. скота. В зиму 1855-56 гг. в области сибирских казахов пало от гололедицы 770745 баранов, и 227927 лошадей. Раньше в случаях джута казахи для спасения стад решались на дальние перекочевки, но административно- территориальные реформы (1822, 1824 гг.) распределив всю землю по конкретным волостям и округам, сделали невозможными эти необходимые для кочевников манёвры.

Как известно, в традиционном обществе были различные повинности, необходимые для нормального функционирования его как целостной и управляемой организации. Эти повинности таковы: сборы на внешние мероприятия (по указанию для передачи послам или встрече посольств), сборы на военные мероприятия, на частые походы, яа обеспечение ополчения (лучшими скакунами, оружием, скотом на продовольствие и т.д.), сборы на судебные издержки, на выкуп однообщинников из плена, на уплату куна и т.д., сборы на духовенство, сборы на ханов и улусных султанов (сргым). Все эти повинности не носили официального характера и не отражались на благосостоянии казахов. Но введение российских правил в связи с действиями Устава 1822 и 1824 гг. коренным образом меняет ситуацию.

Во первых, Устав сразу ввёл «ясачный налог» - со ста голов одну и поручил это дело окружным старшим султанам, которые действовали через аульных старшин. Это сразу же привело к злоупотреблениям и резкому обогащению чиновников. Тяжело отражалось на благосостоянии казахов «подводная повинность». Особенно от неё страдали аулы, расположенные по трактам и дорогам. М. Красовский отмечает, что «проезд каждого русского через казахские аулы, хотя бы на тысячу вёрст, в отношении прокорма, простоя и переездов не влечёт за собою ни одной копейки расходов».

В традиционном казахском обществе выделялись сословия чингизидов, ходжей, чёрная кость в составе различных родоллеменных групп, и т.д. Каждая из таких социальных групп выполняла в обществе определенные функции, а также имела вполне конкретные обязательства. В обществе существовала целая система социального контроля, механизм сдерживания и ограничения единоличной власти, экономических благ и т.д. Введение «Устава» сильно нарушило сложившиеся традиции общественной жизни. Новые нормы, введенные «Уставом» дали возможность новой группе чиновников (волостных и окружных) безвозмездно присваивать огромные богатства степи (в том числе и скот, собираемый для помощи беднякам). Участились бесконтрольные сборы управителей (например, на подготовку делегаций в центральные города и т.д.). При каждом посещении султаном-управителем губернских центов или при каждом приезде русского чиновника у родов собирали огромные средства и скот. При попустительстве колониальных властей новые религиозные служащие, назначаемые властями (указные муллы), творили в народе чудеса невежества. Мы видим в этот период сращивание интересов светской и религиозной власти в казахском обществе.

Социальные катаклизмы первой половины XIX века усиливаются военной колонизацией, карательными экспедициями против многочисленных народных движений. В результате вышеизложенных обстоятельств уже в 50-е годы XIX века от былого благосостояния кочевников и многочисленного поголовья скота остались одни воспоминания. Значительный урон понесла и стратификация общества.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.