Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Развитие оседлости и земледелие во второй половине XIX века.

"Экономическое развитие Казахстана в XIX веке отличалось большой неравномерностью. До 70 годов XIX века крайне медленно развивалось земледелие. В первой половине столетия, по приблизительным расчетам, в крае обрабатывалось около 30 ООО десятин земли, которая засевалась озимой и яровой пшеницей, овсом, ячменем, горохом, и гречихой. Кроме этого, в традиционных районах оседлости (Туркестанский оазис) большое место занимали просо, бахчевые культуры. Прогрессирующее развитие земледелия, особенно богарного, характерно для конца XIX века.

Последовательное передвижение по этим пастбищам являлось формой производственного процесса. В каждом цикле перекочевка выступала как стадия, в целом составляющая годовой круговорот. Летние пастбища обычно находились в общем пользовании. Весенние - осенние распределяются по родовым подразделением - патронимиям, располагаются они недалеко от основной. Иначе пользовались зимними пастбищами. Они, как правило, находились в обособленном пользовании небольшого числа родственных хозяйств, обычно одной семьи. Такие аулы - кыстау в XIX веке являются наследственными владениями и могут перейти к другим лишь по статье частной собственности.

Уже в середине XIX выявились региональные различия в формах хозяйствования. К зоне чистого кочевания относилось более половины территории Казахстана. В конце XIX века более миллиона казахов занимались чисто скотоводческим хозяйством (население 130 волостей)

Сокращение пастбищ, административные реформы XIX вёка и многое другое вызвали к жизни интенсивную седентаризацию (оседание). Особенно сильно ухудшили благосостояние кочевников постоянные джуты. В результате тяжёлой зимы 1827 года во Внутренней Орде (Букеевская Орда) погибло около 1200000 скота. В зиму 1855 - 1856 гг. в области сибирских казахов пало от гололедицы 770 745 баранов и 227 927 лошадей. Раньше (в XVIII веке и ранее) в таких случаях для спасения своих стад казахи решались на дальние перекочевки. Но административно ~ территориальные реформы распределили всю землю по волостям (1867— 1868 годы). В конце XIX века массовое изъятие земель в переселенческий фонд не оставило ни каких шансов на маневры.

Единственный путь выживания бып связан с переходом к интенсивным формам хозяйства, в том числе и к сенокошению. В конце XIX века по примеру русских крестьян в ряде уездов Северного Казахстана стали применять наряду с косой литовкой и машины сенокосилки. В связи распространением сенокошения, земледелия у полукочевых казахов увеличилось поголовье крупного рогатого скота. Во-первых, он стал тягловой силой в земледелии, во - вторых, на него был спрос на рынках.

Повышение в составе стада доли коров привело к сокращению расстояния перекочевок.

Наиболее высокий процент занятия земледелием в Тургайской области дает Актюбинский уезд. В Семиреченской области до переселения крестьян земледелие было распространено в основном по долинам рек, поэтому русские крестьяне устремились, главным образом, к неистощаемым почвам предгорья Алатау. Сокращение пастбищ вынудило казахов переходить к земледелию, наибольшее развитие которое получило в Верненском и Копальском уездах. В Семипалатинской области население засевало площадь, составляющую 53% всей культурной территории области.

Источники начала XIX века свидетельствуют о распространении ирригационного земледелия как на юге, так как в центральных районах. Опыт же непрливного земледелия в северной и центральной части Казахстана был привнесён русскими крестьянами в 70-е годы. В конце XIX века более 60 % казахских хозяйств в той или иной степени занимались земледелием. В Актюбинском уезде - 96%, в Кустанайском - 88%, Чимкентском - 80%, Верненском - 79%, Усть - Каменогорском - 71%.

Кочевник - казах XIX века находился под влиянием двух сил: одна - традиции, привычки - удерживали его в состоянии кочевника, другая Щ фатальная необходимость следовать за меняющимися экономическими условиями, подчиняться им, толкала его вперед, вынуждала приняться за сенокошение и земледелие, вынуждала следить и приноравливаться к его требованиям.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.