Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Литература и искусство Казахстана в XIX веке.

Культура есть порождение социального бытия, это не только результат материрльного производства, но и продукт человеческого духа. Синкретная культура казахов оставалась до середины XIX века глубоко традиционной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей И; последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйства, к дальнейшей экономической несостоятельности кочевничества (развитие культуры замедлилось из-за отсутствия идеалов). «XIX век оставил нам в наследство концепцию, согласно которой только оседлые народы создали прогрессирующую цивилизацию, а в Центральной Азии будто бы царило либо варварство, либо дикость», - писал Л. Н. Гумилев. Россия до 70-х годов XIX века была озабочена только укреплением своего положения в Средней Азии и исключала всякое культурное взаимодействие . народов империи. Вместе с тем, в XIX веке бурное течение жизни кочевников как бы приостановилось, оно сменилось размеренной суетой мирной жизни и дало возможность великим художникам осмыслить жизнь, степенно углубляясь в неё. :

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Только они еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов». Безусловно, та. среда, которая рождает жыр (речетатив уходит в прошлое. Окружение.казахской степи сетью военных укреплений, ростовщичество и капиталистическая эксплуатация, ряд крупных восстаний, массовые переселения крестьян из центра и связанный с этим глубокий кризис в хозяйстве^ морально- нравственное состояние казахского кочевого аула породили в поэзии пессимистическое направление, известное под названием Зар Заман (Эпоха Стенаний). 

Родоначальником этого направления в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818—1881). В своих произведениях "Зар заман" он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай — поэт-пессимист. Он не находит выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религиозные обряды.

Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы (1802—1874). В своих нравоучительных стихах "Осиет-Наме" он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: "Страна твоя осталась в кольце. В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди будут находиться на учете". Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народ.

В XIX веке в казахской литературе были широко представлены темы и сюжеты из лучших образцов классической литературы Востока. Книжные поэты XIX века получали образование в медресе Бухары, Ташкента и Самарканда, где обучались восточным языкам, литературе и истории. В конце XIX века «кисса» и «хикаят», «дастаны» были распространены очень широко. В этом направлении плодотворно работали Акылбек ибн Сабал (автор 60 киссы), Шады торе Жангиров, Машхур Жусуп Копеев и др.

Музыка Казахстана XIX века - золотой фонд духовной культуры казахского народа. Это истинное наследие всего лучшего, что было создано кочевниками на протяжении тысячелетий. В музыке сконцентрированы весь творческий талант и духовные силы казахского народа. Поистине этот период представляет собой замечательную веху в истории культурной жизни народа. В это время жили и творили выдающиеся композиторы, певцы и кюйши.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.