Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Развитие религии и религиозная жизнь в XIX веке.

По вероисповеданию население Казахстана XIX века можно разбить на две главные группы: мусульмане и христиане. Иудеи и буддисты составляют ничтожный процент. Мусульмане (казахи, татары, сарты, бухарцы) составляют абсолютное большинство, превышающее 80% населения, христиане менее 20%, иудеи в степных областях - 0,09%, буддисты (калмыки) - 0,04%. Из христиан - большинство православного вероисповеданий, другие христианские толки представлены небольшим числом: протестанты - 0,2, католики - 0,1%.

Казахи относятся к мусульманам суннитского толка, т. е. признают, кроме Корана, священные книги жизнеописания Мухаммеда. Несомненно, именно благодаря влиянию мусульманской религии казахам стали присущи большой порядок в одежде и устройстве жилища, чистота, более совершенные этические принципы. "Казахи в XIX веке придерживались всех формальных предписании ислама: обрезание мальчиков, у мужчин гладко выбритые головы, подстриженные и побритые усы и т. д.

Начиная с середины XIX века, в Казахстане заметно усиливается позиция ислама, все более оно заметно в общественной жизни, в судебной практике. Но это не значит, что была окончательно сломлена традиционная индифферентность казахов к религии, многое из того, что замечал Лёвшин в начале, XIX века, остается действенным. «Все они вообще имеют представление о Высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение ислама с остатками древнего идолопоклонства». В казахском обществе достаточно крепко сохранялись представления о сверхъестественной силе шаманов - баксы. Баксы, одаренный волшебством и знанием, он выше других, он музыкант, прорицатель, врач. Он посредник между богами, людьми и аруахами.

Священным почитанием у казахов пользовались духи предков - аруахи Во всех трудных житейских ситуациях казахи обращались к ним, прося поддержки, для чего было принято приносить жертвоприношения. Сильные люди после смерти становились могущественными аруахами, их имена превращались в родовые ураны, у таких могил проводили самые серьезные мероприятия, например, клятвоприношения. Казахи верили, что аруах способен оказывать влияние на судьбу живых людей. В XIX веке наряду с Мекке, священным центром мусульман, особо почитаемым местом остается Туркестан, где находился мазар Ходжа Ахмеда Яссави. Казахское население было привязано к этому святому месту, поскольку в течение многих веков здесь хоронили самых известных и достойных людей - ханов, биев, тарханов, и мавзолей превратился в пантеон. Вплоть до середины XIX века из северных территорий казахи везли своих известных людей в священный город Туркестан.

Баксы не были единственными носителями традиционных верований казахов. К классу жречества относились профессиональные гадатели - жаурыншы, балшы, кумалакшы. К категории жрецов относились и жайшы, елты, джадугей, обладающие сверхъестественным и способностями. Поэтому по словам Ч. Валиханова, «казахи не знали Мухаммеда, верили в Аллаха и в то же время в онгонов, приносили жертвы на гробницах мусульманским угодникам, верили в шамана и уважали магометанских ходжей. Поклонялись огню, а шаманы призывали вместе с оногонами мусульманских ангелов и восхваляли Аллаха».

Как известно, с середины XYIH века царское правительство посылало в степь благонадежных татарских мулл, одновременно на них возлагалась шпионская миссия, так необходимая для дальнейшей колонизации края.

Вот почему Ч.Валиханов писал: «мусульманские законы никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов», т. е. округов. Но по мере увеличения численности мулл и усиленной пропаганды ислама в степи развивается мусульманский фанатизм/ Правительству пришлось отказаться от своей миссии, начинается всяческое преследование деятельности мулл и мечетей. С другой стороны, уже в поддержке духовных служителей не было и необходимости, территория Казахстана была уже полностью в составе империи.

Во второй половине XIX века влияние ислама охватывает все казахское население. Это было следствием не только упущении властей, здесь сыграли свою роль и другие обстоятельства - сильнейший кризис в экономике и социальной жизни, разрушение устоев жизни, миссионерство и тд. ,

Временное положение XVIII 67^68 гг. существенно ограничивало права, и привилегии мусульманского духовенства. Духовные дела казахов изымались из ведения Оренбургского муфтия и передавались областной администрации. Устанавливался жесткий контроль над строительством мечетей и медресе В каждой волости разрешалось иметь не более одного служителя Всевышнего. Утверждение и увольнение его, относилось к полномочиям военного губернатора.

Начались повальные репрессии, усиленная поддержка миссионерства, запрет на распространение книг на арабском шрифте закрытие школ при мечетях, запрет разъезжать по степи татарским, бухарским купцам и т. д. В ответ на политику христианизации обычное право казахов разрешает безнаказанно грабить имущество «шокуншы» - новокрещенного. Этот термин приобрел самое худшее значение в степи.

Преследование и гонение священнослужителей придали мусульманской вере, как и предупреждал Ч. Валиханов, еще больше энергии и жизненности. В защиту ислама вступили самые именитые люди степи: Абай Кунанбаев, Муса Чорманов, Салык Бабаджанов и др.

Усиление религиозного самосознания казахов в XIX невозможно объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских или среднеазиатских фанатиков, дело в основном в особенностях национального самосознания казахов. Этот самый важный фактор был упущен Ч.Ч.Валихановым при -его анализе развития религии, возможно в середине века они не выступали так ярко, как в последующих десятилетиях. Усиленная колонизация Казахстана, обнищание масс, упадок экономики и нравственности, Протест против колонизации и обезземеливания - вот корни популярности ислама.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.