Войти
Ru

Развитие религии и религиозная жизнь в XIX веке.

По вероисповеданию население Казахстана XIX века можно разбить на две главные группы: мусульмане и христиане. Иудеи и буддисты составляют ничтожный процент. Мусульмане (казахи, татары, сарты, бухарцы) составляют абсолютное большинство, превышающее 80% населения, христиане менее 20%, иудеи в степных областях - 0,09%, буддисты (калмыки) - 0,04%. Из христиан - большинство православного вероисповеданий, другие христианские толки представлены небольшим числом: протестанты - 0,2, католики - 0,1%.

Казахи относятся к мусульманам суннитского толка, т. е. признают, кроме Корана, священные книги жизнеописания Мухаммеда. Несомненно, именно благодаря влиянию мусульманской религии казахам стали присущи большой порядок в одежде и устройстве жилища, чистота, более совершенные этические принципы. "Казахи в XIX веке придерживались всех формальных предписании ислама: обрезание мальчиков, у мужчин гладко выбритые головы, подстриженные и побритые усы и т. д.

Начиная с середины XIX века, в Казахстане заметно усиливается позиция ислама, все более оно заметно в общественной жизни, в судебной практике. Но это не значит, что была окончательно сломлена традиционная индифферентность казахов к религии, многое из того, что замечал Лёвшин в начале, XIX века, остается действенным. «Все они вообще имеют представление о Высочайшем существе, сотворившем мир, но одни поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение ислама с остатками древнего идолопоклонства». В казахском обществе достаточно крепко сохранялись представления о сверхъестественной силе шаманов - баксы. Баксы, одаренный волшебством и знанием, он выше других, он музыкант, прорицатель, врач. Он посредник между богами, людьми и аруахами.

Священным почитанием у казахов пользовались духи предков - аруахи Во всех трудных житейских ситуациях казахи обращались к ним, прося поддержки, для чего было принято приносить жертвоприношения. Сильные люди после смерти становились могущественными аруахами, их имена превращались в родовые ураны, у таких могил проводили самые серьезные мероприятия, например, клятвоприношения. Казахи верили, что аруах способен оказывать влияние на судьбу живых людей. В XIX веке наряду с Мекке, священным центром мусульман, особо почитаемым местом остается Туркестан, где находился мазар Ходжа Ахмеда Яссави. Казахское население было привязано к этому святому месту, поскольку в течение многих веков здесь хоронили самых известных и достойных людей - ханов, биев, тарханов, и мавзолей превратился в пантеон. Вплоть до середины XIX века из северных территорий казахи везли своих известных людей в священный город Туркестан.

Баксы не были единственными носителями традиционных верований казахов. К классу жречества относились профессиональные гадатели - жаурыншы, балшы, кумалакшы. К категории жрецов относились и жайшы, елты, джадугей, обладающие сверхъестественным и способностями. Поэтому по словам Ч. Валиханова, «казахи не знали Мухаммеда, верили в Аллаха и в то же время в онгонов, приносили жертвы на гробницах мусульманским угодникам, верили в шамана и уважали магометанских ходжей. Поклонялись огню, а шаманы призывали вместе с оногонами мусульманских ангелов и восхваляли Аллаха».

Как известно, с середины XYIH века царское правительство посылало в степь благонадежных татарских мулл, одновременно на них возлагалась шпионская миссия, так необходимая для дальнейшей колонизации края.

Вот почему Ч.Валиханов писал: «мусульманские законы никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов», т. е. округов. Но по мере увеличения численности мулл и усиленной пропаганды ислама в степи развивается мусульманский фанатизм/ Правительству пришлось отказаться от своей миссии, начинается всяческое преследование деятельности мулл и мечетей. С другой стороны, уже в поддержке духовных служителей не было и необходимости, территория Казахстана была уже полностью в составе империи.

Во второй половине XIX века влияние ислама охватывает все казахское население. Это было следствием не только упущении властей, здесь сыграли свою роль и другие обстоятельства - сильнейший кризис в экономике и социальной жизни, разрушение устоев жизни, миссионерство и тд. ,

Временное положение XVIII 67^68 гг. существенно ограничивало права, и привилегии мусульманского духовенства. Духовные дела казахов изымались из ведения Оренбургского муфтия и передавались областной администрации. Устанавливался жесткий контроль над строительством мечетей и медресе В каждой волости разрешалось иметь не более одного служителя Всевышнего. Утверждение и увольнение его, относилось к полномочиям военного губернатора.

Начались повальные репрессии, усиленная поддержка миссионерства, запрет на распространение книг на арабском шрифте закрытие школ при мечетях, запрет разъезжать по степи татарским, бухарским купцам и т. д. В ответ на политику христианизации обычное право казахов разрешает безнаказанно грабить имущество «шокуншы» - новокрещенного. Этот термин приобрел самое худшее значение в степи.

Преследование и гонение священнослужителей придали мусульманской вере, как и предупреждал Ч. Валиханов, еще больше энергии и жизненности. В защиту ислама вступили самые именитые люди степи: Абай Кунанбаев, Муса Чорманов, Салык Бабаджанов и др.

Усиление религиозного самосознания казахов в XIX невозможно объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских или среднеазиатских фанатиков, дело в основном в особенностях национального самосознания казахов. Этот самый важный фактор был упущен Ч.Ч.Валихановым при -его анализе развития религии, возможно в середине века они не выступали так ярко, как в последующих десятилетиях. Усиленная колонизация Казахстана, обнищание масс, упадок экономики и нравственности, Протест против колонизации и обезземеливания - вот корни популярности ислама.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.