Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Казахское общество в годы русской революции 1905- 1907 г. манифест от 17 октября 1905 г.

Весть о кровавом злодеянии царя, стрелявшего в безоружных рабочих Петербурга 9 января 1905 г. быстро разнеслась по казахской степи. В городах и селениях, на собраниях рабочих и городской бедноты, а так же на сходках крестьян-бедняков раздавались голоса протеста против царского произвола. Протестовали рабочие и демократически настроенные трудящиеся г. Верного, Аулие-Аты, железнодорожных станций Перовека, Казалинока, Уральска, Актюбинска, Петропавловска, Семипалатинска. В административном центре Акмолинской области и всего степного края.

Казахские рабочие и крестьяне рука об руку с русскими рабочими и переселенческим крестьянством выступали против царизма. Летом 1905 г. Происходили аграрные волнения в Семипалатинской, Тургайской и Уральской областях.

1 мая 1905 г. во многих городах Казахстана состоялись демонстрации и собрания. Летом 1905 года требуя улучшения экономического и бытового положения, бастовали железнодорожники Казалинска и Челкара.

Стачечное движение охватило почти все промышленные предприятия Казахстана. Самая крупная забастовка произошла на Успенском руднике (Акмолинская область), на котором работало свыше 300 рабочих, среди них 265 казахов.

Напуганное мощным подъемом , революции в стране, царское правительство 17 октября издало манифест, в котором были обещаны «незыблемые основы гражданства» - свобода личности, совести, слова, собраний, союзов.

Из многочисленных петиций и телеграмм, отправленных на имя царя в 1905 г. своей содержательностью и принципиальностью отличается послание казахов Каркаралинского уезда. Ниже приводятся некоторые пункты (всего сорок семь):

1. Разрешить казахскому народу сооружение мечетей, медресе, со свободным отправлением богослужения,, с преподаванием в медресе арабского, персидского и турецкого языков и сооружения среди казахов типографии для издания газеты и книг.

2. Начальники, над казахами знали бы казахский язык. Назначение и устранение совершилось бы по выбору представителей общества казахов. Вместо нынешних крестьянских начальников были бы мировые посредники. На эту должность назначить из казахов с достаточным образованием.

3. Все делопроизводство велось бы на казахском диалекте, а также писари и стражники, рассыльные назначались бы исключительно из казахов.

4. Земли при реке Иртыш, которые с давних времен состояли в пользований казахов как родовые, а затем перешедшие в пользу войска, а также земля, принадлежащая в пользу ведомства Кабинета Его Величества, находящаяся в пользовании казахов, оставались бы в вечном , владении ранее занимаемых казахов, как их родовые.

5. Открытие в горных степях на землях, принадлежащих казахскому населению горнопромышленного дела было бы предложено самим владельцам земли - казахам открывать заводы, производить окопы и т.д. Если они откажутся от такого предприятия, то тогда лишь предоставить право пользование таковыми рудами другим лицам с тем, чтобы последний платил бы аренды по десятины. -

6. Воспрещено было бы посещать население казахов миссионерами.

7. Казахи пользовались бы правами наравне с православными в отношении приобретения земли во всех уездах, областях и губерниях империи, а также занятии государственной службы.

8. В школах не преподавались бы христианские духовные уроки.

9. Депутаты - казахи участвовали бы в Государственном Совете, когда коснется вопрос о казахах.

10. В прошлом о казахах давались сведения самые неодобрительные, т.е. дескать, казах - вор, казах - сутяга, казах - лгун, казах - лентяй, то, конечно, появлялись некоторые непонимания между Высокопоставленным лицом и бедным казахским населением. На самом деле, из всех подданных

Царя казахский народ есть самый неприхотливый, терпеливый, всепрощающий, немстительный и в высшей степени простой, всегда душой повинующийся повелению Царя, хотя иногда приходится против их религиозной и телесно-душевном отношений противно».

Другое письмо от казахов имеет характер ходатайства царя о предоставлении казахам права участия в Государственной думе. Приведем отрывок из него: «В самом деле, какие же могут быть серьезные основания; не греша против элементарной справедливости и истины, выделять шестимиллионных казахов в особую бесправную группу? Правда, мы занимаемся скотоводством и интересы скотоводческого хозяйства заставляют нас кочевать, а не бродить, как думают, летом 3-4 месяца, но следует ли из-за этого лишать такого важного драгоценного политического права участвовать" в земском соборе. Почему занятия скотоводческой культурой должно лишать казаха избирательного права, когда такового права не лишают занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами? Народы Российской Империи действительно весьма различны по образованности, культуре и, следовательно, пониманию государственных задач, между ними казахи занимают не первое, но и не последнее - место. Не доказано, чтобы «казаки». общественные и государственные задачи понимали хуже русских крестьян, не говоря уже о других оседлых инородцах, призываемых предпочтительно пред казахами к устройству государственной жизни. Кто будет защищать интересы казахов? Кто может правильно выяснить назревшие их нужды и способ их, удовлетворения, если не будут участвовать в земском соборе избранные нашим народом на общепринятых теперь основаниях представители?!»

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.