Кіру
Kz

Казахское общество в годы русской революции 1905- 1907 г. манифест от 17 октября 1905 г.

Весть о кровавом злодеянии царя, стрелявшего в безоружных рабочих Петербурга 9 января 1905 г. быстро разнеслась по казахской степи. В городах и селениях, на собраниях рабочих и городской бедноты, а так же на сходках крестьян-бедняков раздавались голоса протеста против царского произвола. Протестовали рабочие и демократически настроенные трудящиеся г. Верного, Аулие-Аты, железнодорожных станций Перовека, Казалинока, Уральска, Актюбинска, Петропавловска, Семипалатинска. В административном центре Акмолинской области и всего степного края.

Казахские рабочие и крестьяне рука об руку с русскими рабочими и переселенческим крестьянством выступали против царизма. Летом 1905 г. Происходили аграрные волнения в Семипалатинской, Тургайской и Уральской областях.

1 мая 1905 г. во многих городах Казахстана состоялись демонстрации и собрания. Летом 1905 года требуя улучшения экономического и бытового положения, бастовали железнодорожники Казалинска и Челкара.

Стачечное движение охватило почти все промышленные предприятия Казахстана. Самая крупная забастовка произошла на Успенском руднике (Акмолинская область), на котором работало свыше 300 рабочих, среди них 265 казахов.

Напуганное мощным подъемом , революции в стране, царское правительство 17 октября издало манифест, в котором были обещаны «незыблемые основы гражданства» - свобода личности, совести, слова, собраний, союзов.

Из многочисленных петиций и телеграмм, отправленных на имя царя в 1905 г. своей содержательностью и принципиальностью отличается послание казахов Каркаралинского уезда. Ниже приводятся некоторые пункты (всего сорок семь):

1. Разрешить казахскому народу сооружение мечетей, медресе, со свободным отправлением богослужения,, с преподаванием в медресе арабского, персидского и турецкого языков и сооружения среди казахов типографии для издания газеты и книг.

2. Начальники, над казахами знали бы казахский язык. Назначение и устранение совершилось бы по выбору представителей общества казахов. Вместо нынешних крестьянских начальников были бы мировые посредники. На эту должность назначить из казахов с достаточным образованием.

3. Все делопроизводство велось бы на казахском диалекте, а также писари и стражники, рассыльные назначались бы исключительно из казахов.

4. Земли при реке Иртыш, которые с давних времен состояли в пользований казахов как родовые, а затем перешедшие в пользу войска, а также земля, принадлежащая в пользу ведомства Кабинета Его Величества, находящаяся в пользовании казахов, оставались бы в вечном , владении ранее занимаемых казахов, как их родовые.

5. Открытие в горных степях на землях, принадлежащих казахскому населению горнопромышленного дела было бы предложено самим владельцам земли - казахам открывать заводы, производить окопы и т.д. Если они откажутся от такого предприятия, то тогда лишь предоставить право пользование таковыми рудами другим лицам с тем, чтобы последний платил бы аренды по десятины. -

6. Воспрещено было бы посещать население казахов миссионерами.

7. Казахи пользовались бы правами наравне с православными в отношении приобретения земли во всех уездах, областях и губерниях империи, а также занятии государственной службы.

8. В школах не преподавались бы христианские духовные уроки.

9. Депутаты - казахи участвовали бы в Государственном Совете, когда коснется вопрос о казахах.

10. В прошлом о казахах давались сведения самые неодобрительные, т.е. дескать, казах - вор, казах - сутяга, казах - лгун, казах - лентяй, то, конечно, появлялись некоторые непонимания между Высокопоставленным лицом и бедным казахским населением. На самом деле, из всех подданных

Царя казахский народ есть самый неприхотливый, терпеливый, всепрощающий, немстительный и в высшей степени простой, всегда душой повинующийся повелению Царя, хотя иногда приходится против их религиозной и телесно-душевном отношений противно».

Другое письмо от казахов имеет характер ходатайства царя о предоставлении казахам права участия в Государственной думе. Приведем отрывок из него: «В самом деле, какие же могут быть серьезные основания; не греша против элементарной справедливости и истины, выделять шестимиллионных казахов в особую бесправную группу? Правда, мы занимаемся скотоводством и интересы скотоводческого хозяйства заставляют нас кочевать, а не бродить, как думают, летом 3-4 месяца, но следует ли из-за этого лишать такого важного драгоценного политического права участвовать" в земском соборе. Почему занятия скотоводческой культурой должно лишать казаха избирательного права, когда такового права не лишают занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами? Народы Российской Империи действительно весьма различны по образованности, культуре и, следовательно, пониманию государственных задач, между ними казахи занимают не первое, но и не последнее - место. Не доказано, чтобы «казаки». общественные и государственные задачи понимали хуже русских крестьян, не говоря уже о других оседлых инородцах, призываемых предпочтительно пред казахами к устройству государственной жизни. Кто будет защищать интересы казахов? Кто может правильно выяснить назревшие их нужды и способ их, удовлетворения, если не будут участвовать в земском соборе избранные нашим народом на общепринятых теперь основаниях представители?!»

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.