Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Перестройка в Казахстане. События 1986 г. борьба молодёжи за демократическое обновление общества.

В 1985 г. в СССР был провозглашен курс на «перестройку», «гласность», «ускорение» и «общественное обновление»; понимаемые как признаки демократизации общества. Это в определенной мере способствовало возрождению национального самосознания народов, поскольку за годы советской власти значительно пострадало как общественное, так и национальное сознание народов, входивших в состав Советского Союза

Однако уже декабрьские события в Алма-Ате в 1986 г. со всей очевидностью обнаружили, что идея демократизации всех сторон общественной жизни, также остается мифом.

С 1986 года в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.

16 декабря 1986 г. на Пленуме ЦК Компартии Казахстана Д. Кунаев был освобожден от своей должности. Новым лидером в Казахстан был направлен Г. Колбин, к тому времени уже успевший поработать вторым секретарем ЦК Компартии Грузии и в Ульяновской области.

Пленум продолжался не более 20-ти минут без всякой информации и гласности. Понятно, что столь пренебрежительное отношение ущемляло достоинство казахского населения, его национальное самосознание, вызвало чувство обиды за публичную демонстрацию отказа в доверии к народу и его представителям.

На этот комплекс причин накладывались факторы более глубинного порядка: провалы в социальной и национальной политике, экономике, маргинализация населения и студенческой молодежи и т.д.. Все это, соединяясь в едином векторе, вызвало импульсивный всплеск недовольства.

17 декабря значительные массы студенческой и рабочей казахской молодежи вышли на улицы и площади Алма-Аты. Подавлением волнений руководила непосредственно Москва, которая в экстренном порядке прислала в Алма-Ату не только своих функционеров, но и войсковые подкрепления, милиция, пожарные части. Им удалось разогнать митингующих, избивая и поливая тех холодной водой из брандспойтов В ходе трагических событий 17—18 декабря несколько человек погибло, множество людей было ранено й травмировано. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них был приговорен к расстрелу 18-летний К. Рыскулбеков. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек из комсомола и 52 человека —- из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений — более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов.

Следует подчеркнуть, что пропагандистский контекст развернувшихся обличительных кампаний задавался столь в изощренном тоне, что вызывал обоюдное раздражение не только по линии межэтнического разлома (коренное и некоренное население), но и искусственно насаждал противопоставление казахов северного региона и южного.

Декабрьские события 1986 года, по словам первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, положили начало обретению Казахстаном независимости и суверенитета: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме. Молодежь от имени своего народа открыто заявила, что больше не допустит попрания чувства национальной гордости, присущего любой нации. В казахской истории было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Одна из таких драматически высоких минут в новейшей национальной истории - три декабрьских дня 1986 года. И этот первый росток нового демократического сознания был выдан системой за проявление махрового национализма. Впоследствии мне неоднократно пришлось убеждать многих, в том числе и М.С.Горбачева, о снятии обвинения в национализме со всего казахского народа. Политбюро ЦК КПСС вынуждено было отменить свое собственное решение».

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.