Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Культура и наука Казахстана в XX веке.

Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.

Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям.

В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. - 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достижений науки и техники.

Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находились 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимостью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности.

Искусство и литература Казахстана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее - Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.)

Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоенный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др.

Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров - Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени.

Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической.

На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культурно- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России. В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.Гаспринский - крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев.

Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации.

На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий - христианства, иудаизиа и буддизма.

Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обращение Совета Народных комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшейся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинении в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х г. таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е г. - хранящего у себя книги на арабице, в 70- 80-ё г. - простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбожников» (существует в Казахстане с 1925 года, а затем - различные атеистические течения).

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.