Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

ХОДЖИ В ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Махсат Алпысбес

// Парасат парызы. - Қарағанды: ҚарМУ баспасы, 2006. -395б. С. 303-307.

В составе казахского этноса, согласно материалам шежире, отмечены включения генеалогически не связанные в своем происхождении с родоплеменной организацией казахов. К ним относят ходжей (қожа), торе, сунак, колеген, толенгут, караша и др. Эти ассимилированные степняками-кочевниками группы имели свои родословные, ураны и тамговые знаки. Самыми крупными из перечисленных групп в составе казахского народа считаются торе-чингизиды и ходжи, представляющие собой сословные образования.

Генеалогические знания ходжей были зафиксированы в письменные варианты ещё в средневековое время. Как было отмечено А.Х.Маргуланом, среди обширных материалов, собранных Ч.Ч.Валихановым в кашгарской экспедиции, был собран ряд восточных уникальных рукописей: «Тазкарияи Туглук-Тимур-хан» («История Туглук-Тимур-хана»), «Тазкиря-и Ходжагян» («История ходжей») и другие (1).

Следующей категорией в династийной структуре является родословные мусульманской династии. Чингизиды относили себя к «белой кости», т.е. аристократии, благородным, пытались строить родственные отношения с такими же благородными представителями другой династии. В связи с этим, в Средней Азии существовала традиция роднения потомков Чингиз-хана с потомками мусульманских миссионеров, которые зачастую возводили свою генеалогию к пророку Мухаммеду. Знатное происхождение чингизидов обрисовывались различными титулами и званиями, подобные, как - хан, торе, султан, ханзада. В казахском обществе все чингизиды именовались торе, а родословная чингизидов – Төрелер шежіресі (2). Мусульманские миссионеры в Центральной Азии именовались ходжами и сейидами. Как отмечает А. Гафуров, «слова ходжа, сейид и тора - это, в сущности, синонимы. Все три слова в переводе на русский означают «господин, повелитель». Только первое по происхождению иранское, второе - арабское, а третье - тюркское» (3).

Ходжи (или по-казахски қожа) возводят свою генеалогию к потомкам пророка Мухаммеда, либо к его первым четырём правоверным халифам. Хотя «ходжа» в персидском языке имел значение старик, хозяин дома, господин, в большинстве сами персы употребляли это слово в значении «правитель». Но в арабском языке оно имело значение «просвещённый» или «просветитель»(4). Однако, у казахов ходжа воспринималось в значении грамотного и просвещённого человека, в некотором смысле жреца.

Автор «Тарихи-амнийа» Молла Муса бин Молла Айса (Иса) - ходжа Сайрами пишет: «То, что стало известно, и было услышано от наших предков и других преклонного возраста и старых людей в устной передаче, по слухам и достоверно, составляет следующее. Люди Сайрама (делятся на) три племени, то есть на три рода: род ходжей, шахский род и эмирский род ... те, которые называются шахским родом, доводят свою родословную до древних государей-кейнанидов и до таджикских шахов. Что же касается эмирского рода, то их родословная достигает прежде правивших эмиров и визирей. Но род ходжей доказывает своё высокое происхождение, гордится и возвеличивает себя, говоря: «Мы - алиды, то есть мы из сыновей и потомков рода Али - да почтит Аллах лик его» (5).

Территория Восточного Туркестана, Средней Азии, Южного Казахстана стала в VIII веке местом столкновения политических интересов Китая и Халифата, которые вылились в открытые военные действия между тюркскими, арабскими, китайскими войсками. Когда в 751 году в битве на берегу реки Талас для решительного сражения сошлись китайцы и арабы, тюрки-карлуки выступили на стороне арабов в пятый день сражения. Битва на реке Талас имела большое значение в судьбах древних тюрков, надолго определив их дальнейшие этнокультурные ориентиры (6). Можно строить гипотетические предположения о том, что влияние мусульманских миссионеров в Семиречье, когда в государстве Караханидов объявляется государственной религией ислам, в дальнейшем продолжились как стремления ходжей и сейидов прийти к политическому управлению. Курбангали Халид, представляя историю Кашгарии, описывает события о столкновениях Илияс ходжи с Тамерланом. Он пишет: «после смерти Тоглук Тимура отношения между Илияс ходжой и Аксак Тимуром были прохладными. Это вынудило Илияс ходжу бежать из Самарканда в Кашгарию, но Хромой Тимур бросился в погоню за ним и убил его. Взяв в жёны дочь Тоглук Тимура, прозвался «гураганом», что означает «зять». Двое сыновей Хромого Тимура, родившиеся от его жены, являвшейся дочерью Тоглук Тимура, назывались Абил Касым гураган и Султан Саид гураган, хотя другие его сыновья не именовались гураганами» (7). Если брать во внимание утверждение А. Гафурова о том, что «начиная с Мубарак шаха, который в 1266 г. первым из Чагатаидов принял ислам они (чагатайские царевичи) уже в XIV веке стали мусульманами, женясь на дочерях сейидов и ходжей. В следующем поколении Чагатаиды считались уже потомками пророка и праведных халифов и в то же время сохраняли происхождение от Чингиз-хана» (8), то Илияс ходжа, о котором говорит Курбангали Халид, будучи сыном Тоглук Тимура, был чингизидом, а по матери ходжой. Кроме того, Курбангали Халид приводит довольно подробную генеалогию отдельных авторитетных ходжей.

Неудачные попытки ходжей и сеидов сохранить за собой политическую власть в Средней Азии, тем не менее, не помешали им остаться у власти духовной. Ходжи также определённо влияли на «восстановление» генеалогии казахских родов, так как в генеалогических схемах часто присутствуют имена предков казахов с тюркскими именами и мусульманскими приставками, и окончаниями. Например, генеалогическая история Среднего жуза упоминает мифических предков с именами: Қарақожа, Ақ-қожа, Есім-қожа, Қосым-қожа или Қара-сопы, Сары-сопы, Ақ-сопы, Арық-сопы и др. в то же время антропонимика других тюркских этносов, например, узбеков, татар, которые были мусульманизированы тем, что количество мусульманских имён значительно мало в сравнении с именами казахского происхождения.

В шежире казахов Машхур Жусуп косвенно определяет место торе и ходжей в казахском обществе, озвучив это словами Кунанбая хажи: «Мекканский и мединский владетели, пригласив к себе казахских паломников, спросили их, чьими они паломниками являются, московскими или бухарскими? И тогда Кунанбай хажи, возглавлявший паломников, ответил им, что им не ведомы ни маскуп-саскупские, ни бухарские ни другие, а являются они казахами и что у них живыми повелевают торе, уран которых «Алдияр», а тех, кто умер, предают земле ходжи, уран которых «Аллах», т.е. Тіріміздің билігі «Алдияр» ұранды төреде, өліміздің билігі «Аллаһ» ұранды қожада (9).

Мусульманские генеалогии имели своё функциональное значение в том, что они по праву происхождения правонаделяли эту социальную категорию в особое сословие, которое, так или иначе, занимало определённое место в общественно-политической жизни. Исключительные права ходжей подчёркивал Н. Ханыков, который писал, что «есть чины исключительно принадлежащие ходжам; они заседали с эмиром и занимали своё особое место, не могущее, быть занято другим, пользовались правом въезжать верхом во дворец, и призывались на совесть эмиру» (10).

Сначала, усилив свои экономические позиции, представители мусульманских династий стали оказывать влияние на политическую жизнь. Экономическая база сословий ходжей, хотя и оставалась в Средней Азии, где в среде осёдлых существовали частнособственнические земельные отношения, тем не менее, они осуществляли сезонный /летний/ выход в степь, где в среде казахского кочевого общества путём совершения религиозных обрядов и сбора «очистительных» милостынь им удавалось значительно увеличить своё состояние. По этому случаю, А.Янушкевич писал, что многочисленным туркестанским ходжам, связывающим своё происхождение с именем Ахмеда Яссави, разъезжали по казахским аулам, демонстрируя свою святость, проклиная одних, благословляя других, читая молитвы и раздавая освящённые талисманы, получая от казахов за это различные подношения (11). С ростом экономической их состоятель-ности всё более возрастал их политический интерес. Как отмечает исследователь Б.Ахмедов, ханы не только одаривали ходжей землями и дорогими подношениями, но даже искали случая породниться с ними. Так, Имамкули-хан отдал свою сестру в жёны ходже Тадж ад-Дину Хасану и пожаловал ему в качестве суюргала богатства (12). Так они создали свой аппарат управления, подобный государственному и стали оказывать влияние на политическую жизнь: от них начинает зависеть избрание ханов, назначение или смещение удельных правителей. Например, шейбанидские и джанидские султаны - удельные владетели часто обращались к джубайрским ходжам за помощью в урегулировании своих отношений с верховным ханом. Такие джуйбарские ходжи вмешивались в борьбу Шейбанидов за верховную власть.

К концу XVII - началу XVIII вв. Влиятельные религиозные лидеры ходжей вытеснили ханскую династию чингизидов-монголов из политической жизни Восточного Туркестана. В борьбе за политическую власть здесь столкнулись интересы различных династийных ветвей самих ходжей, так называемые «актаглыкские» и «каратаглыкские» группы. Борьба носила исключительно политически мотивы. Можно привести хотя бы несколько примеров несостоятельности мощи чингизидов в этой борьбе. Политическая история Султан Махмуд-хана и Султана Ахмад-хана, вступивших в конфликт с каратагскими ходжами, завершается их свержением. В ходе этих противостояний, актаглыкская группа ходжей окончательно утвердилась в Кашгаре, а каратаглыкская группа в Яркенде. Ходжи, по праву своего генеалогического происхождения, наделённые многими правами, были всегда в центре политических интересов. Они подтачивали напряжённые отношения между ханами и их наследниками, усугубляя тем самым эту борьбу. В ходе борьбы между теми и иными группами ходжей, многие из них прибегали к тайным убийствам неугомонных правителей и наследников, представляя затем их в качестве чудес, происходящих по воле «святых подвижников» (13).

При возведении на ханство казахских ханов ходжи играли также не последнюю роль. А. Левшин пишет: «...Потом хан стал на ковре на колени, и произнёс торжественно перед Алкораном присягу в верности России, повторяя слова оной вслед зачитавшим её по утверждённой форме первенствующим из Магометанского Духовенства» (14).

Ходжи, являясь проводниками исламской культуры, своё такое исконное право утверждали, исходя лишь своим родословным происхождением. Они, создавая, свою генеалогическую историю, не ограничивались этим и участвовали в создании, закреплении генеалогических историй чингизовых династий и, как показывает шежире казахов, внесли свою определённую лепту в формировании структуры генеалогических систем казахских родов и родовых объединений. Кроме того, ходжи внесли коррективы в миропонимание тюрко-монгольских кочевников, оказав влияние на эволюцию мировоззренческой идеи о сакральности власти. Тюркские мифы, сакрализирующие личность лидера, правителя в степи, трансформируются в исламизированные мифы. Ходжи впрямую участвовали в создании истории происхождения, в котором в основе этногенеза казахского народа представлен исламский вариант об арабских прародителях казахов Аннас сахабы и мифического Гаккаша.

Исследователь А. Муминов пишет, что «старая элита,- имеется в виду доисламская, – тоже старается найти своё место в новой идеологии (арабо-мусульманской – М.А.), она становится прямым потомком древнеарабских царей военачальников /шахи и миры/...Один из вариантов шежире казахов (генеалогии) свидетельствует, что династия, объединяющая тюркские племена в бассейне Средней Сыр-Дарьи VIII-X вв., своё происхождение возводила к Асаду ал-Камилу, являющемуся одним из южнойеменских царей» (15). Таким образом, «старая элита» преобразуется в «новую элиту», расширение состава которой продолжается выдвижением новых сильных династий и исламизации различных религиозных общин. Происходит формирование новой «белой кости» - касты избранных, и своеобразным отражением этого процесса становится одна из казахских генеалогий, в которой родоначальник казахов причисляется к потомкам Исхака, а ходжи – к потомкам сына Ибрахима – Исмаила (16). Одна из генеалогических ветвей Старшего жуза казахов – Ойсыл Кара возводит свою родословную к родоначальнику Ойсыл Кара, который был имамом кайсанитов (сторонники оппозиционного исламского учения) династии Караанидов – Увайс аль-Карани в X в.

Династийные генеалогии чингизидов и ходжей сошлись тогда, когда «многие правители в государствах Аштарханидов, Мангитов, Хивинских и Кокандских ханов, породнившись с некоторыми сеидами, властвовали в качестве потомков пророка Мухаммеда», и после того, что чингизиды обзавелись необходимыми атрибутами сакральной власти: генеалогией, начинающейся от Адама – предка цивилизованных народов, идеей о том, что их первопредок был зачат от света, исходившего от Али ибн Аби Талиба, и колыбель для него была спущена с небес, было собрано достаточно аргументов о сакральности власти чингизидов. Когда соперничавшие степные роды кочевников для мирного сосуществования нуждались в третьей нейтральной силе, в качестве таковых были очень кстати чингизиды, известные в среде казахов как торе.

Таким образом, династийные генеалогические системы ходжей в шежире казахов представляют собой сакральные родословные, имевшие функциональное и институциональное значение в регламентации социально-политической и духовной жизни казахского народа.

Список использованной литературы

1. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. в 5-ти томах. - Т.1, - Алматы, АН Каз.ССР, 1961.-777с. С.73.
2. Хандар, сұлтандар, һәм төрелер шежіресі. Шежіре – қастерлі қазынамыз. // Ана тілі. -1993. - № 8, 9, 30, 31, 32, 33. – 1994. 22 наурыз
3. Гафуров А. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков, тюрков. Словарь. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. -С.94.
4. Там же.
5. Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII вв. /Извлечение из персидских и тюркских сочинений./ - Алматы: Наука, 1969. С.487.
6. Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трёх тысячелетий. - Алматы: Рауан, 1992. С.108.
7. Халид Қ. Тауарих хамса (бес тарих). Ауд. Б.Төтенаев, А. Жолдасов. – Алматы: Қазақстан, 1992. – 304б. С.35
8. Гафуров А. Имя и история. Об именах арабов, персов, таджиков, тюрков. Словарь. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.С.94.
9. Көпеев М.Ж. Қазақ шежіресі. (Дайындаған С:Дәуітов). – Алматы: Жалын, 1993. – 76 б. С.9.
10. Ханыков Я. В. Описание Бухарского ханства. - СПб., 1843.(189).
11. Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. - Алматы, 1966.(191).
12. Ахмедов Б. Роль джуйбарских ходжей в общественно-политической жизни Средней Азии в XVI-XVII вв. – В кн.: Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. - М., 1985. С.19-20.
13. Шах-Махмуд Чурас. Хроника. - М., 1976. Л. - С.29,31,32,33,40.
14. Левшин А. Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачьих орд и степей...(131).
15. Муминов А. Ислам и вопросы сакральной власти в Центральной Азии в средние века. - В кн.: Эволюция государственности Казахстана. - Алматы, 1995. С.62-64.
16. Там же.

Приложение 1.

Из шежире Ходжа Ахмеда Яссави, составленная Маулана Сайфуллиным Орын Койлакы в XIII веке, согласно «Нассаб-наме»

Арабтан Құрайыш. Құрайыштан Мәлік. Мәліктен Фаир, одан Ғалыб, одан Лауыи, одан Қағаб, одан Кәләб, одан Құссы, одан Ғабдұлманар, одан Хашим, Ғабдулшамс. Хашимнен Ғабдулмүталлаб, одан Ғабдолла, Әбутәліб, Аббас. Ғабдолладан Мұхаммед пайғамбар с.ғ.с. Әбутәлібтен Қазірет Ғалі. Қазіреті ғаліден Қасан, Мұхаммед Қанафия, Құсайын. Құсайыннан Саиыд Қожа. Мұхаммед Қанафиядан Абдурахман, Абдурахим, Абдужалал. Абдурахманнан Аққорған қожа. Абдурахимнен Диуана қожа. Абдужалилден Қорасан қожа.
Нұхтан Хам, Сам, Япши. Самнан Ағым, Табар, Шалағ, Арпақшат, Орған, Табах, Аштах
Азардан Ыбрайым пайғамбар. Ыбрайым пайғамбардан Ысқақ, Смағұл. Ысқақтан Шүкір аға. Смағұлдан Араб халқы. Олардан Қожа. Қожадан Шәмші-Ахмед, Шайхы Бұзырығ. Шәмші-Ахмедтен Қорасан қожа, Қырық садақ, Диуана қожа, Бақсайыс, Аққожа. Қорасан қожадан Құрбан, Жақып қожа. Диуана қожадан Жүсіп қожа, Сейіт қожа, Түрікпен қожа, Қылышты қожа. Сейіт қожадан Дәулет. Жүсіп қожадан Арыстанбаб. Арыстанбабтан Ұлан қожа, Қасым, Құлтай.
Шайхы Бұзырығтан Қожа ахмет Иассауи.

Династии ходжей в казахских шежире:

Қожа, одан Сейітқожа, Қорасан қожа, Бақсайыс қожа, Түрікпен қожа, Жүсіп қожа. Сейіт қожадан Аққожа, Дуана қожа, Қылышты қожа, Қырық қожа. Қорасана қожадан Құрбан, Жақып, Қылауыз. Түрікпен қожадан Ұлан қожа, Қосым қожа, Құлтай қожа, Қара қожа

Скачать статью