Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Зов предков!

Завтра  в Венгрии, в живописной местности  Бугац начинается, как заявлено организаторами «Большой  Курултай «Туран».  Программа  внушительная, парад конников с оружием времен гуннов, кокпар - козлодрание, выступления лучников,  этнографических  ансамблей из двенадцати тюркских стран, запланирована научно-практическая конференция. 

Название предстоящего мероприятия  звучит интригующе, однако  вызывает резонное недоумение: «Почему тюркский этнофорум проходит в Центральной Европе?»  И тут без обстоятельного экскурса в прошлое не обойтись. 

В 1965 году в Тургайскую область Казахской ССР  приехал венгерский антрополог Тибор Тот, как тогда казалось, с невероятной целью – проверить генетическую связь между местными казахами и венграми. Предположение о близости географически столь далеких и внешне столь разных народов он построил на том основании, что именно в тургайском регионе проживают «однофамильцы» венгров.

Это представители казахского рода «мадиар» входящие в свою очередь в состав двух крупных племенных объединении - кипчаков и аргынов. Национальность нежданного гостя звучала одинаково с названием этого тейпа, ведь венгры предпочитают именоваться мадьярами, а свою страну зовут Хунгария.  Однако советская  историография,  мягко говоря, не поощряла изучение прошлого Казахстана без отрыва от метрополии. 

При таком отношении к науке рассчитывать на полноценные исследования, конечно, не приходилось. Ученому пришлось довольствоваться собиранием фольклора и антропологическими замерами, фотографировать ему запретили, поскольку из-за близости космодрома Байконур местность относилась к «закрытым». Тибор Тот был уверен, что нашел свою историческую прародину, хотел вновь приехать, но уже вместе с другими венгерскими антропологами,  историками, этнографами, археологами и лингвистами. Увы, этим планам не суждено было сбыться. О сенсационном предложении Тибора Тота с восторгом написала крупнейшая венгерская газета «Мадьяр Немзет», а вот научные круги и социалистическое руководство страны его проигнорировали. Ученый так умер не понятый никем, про таких людей обычно говорят «опередил время». Следующим венгерским исследователем, посетивших в Казахстан в поисках своих корней, был знаменитый тюрколог Мандоки Коныр Иштван. Случилось это в 1977 году. Неутомимый искатель в  совершенстве  выучил казахский, кыргызский и татарский языки,  занимался восстановлением  древнего куманского языка, объездил Туркмению, Кыргызстан, Узбекистан, Поволжье, Монголию, Кавказ, изучая культуру и историю тюркских народов, также их связь с венграми.

Однако с  Казахстаном его связывали самые близкие отношения, в нашей стране Мандоки Коныр Иштван обрел свою вторую половину и вечный покой. В конце августа 1992 года  он умер от сердечного приступа в Махачкале, но перед смертью завещал похоронить его в Казахстане. 3 сентября  тело ученого предали земле на Кенсайском кладбище в Алматы, в тогдашней столице молодой республики.    Осенью 2003 года увидела свет монография другого венгерского исследователя Бенко Михая «Тургайские мадияры».  Богато иллюстрированная книга повествует о природе Тургая и  жизни местного населения.  Автор не сомневается в родстве казахов и венгров,  подтверждая свою гипотезу фольклорными  и лингвистическими данными. Во-первых, само название государства Хунгария, т.е страна хуннов, или гуннов в русской транскрипции, по мнению Бенко Михая  указывает на родство с кочевниками Степи. В венгерском народе также издревле существует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, которые однажды во время охоты погнались за оленем. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, Мадьяр преследуя зверя, ушел далеко на Запад.  Такой же миф сохранился и у тургайских казахов, которые считают себя потомками именно ушедшего Мадьяра, а не отставшего от него Ходеяра.  Однако без каких либо «документальных»   доказательств эти  умозаключения оставались всего лишь предположениями, пока венгерский антрополог Биро Андраш научным путем не развеял все сомнения.

По его инициативе часть  представителей казахского рода мадиар и мадьяры из берегов Дуная прошли генетическую проверку,  и их хромосомы совпали. Так что Венгрия имеет «генетическое право» созывать курултаи. В составе казахстанской делегации историки,   представители рода Мадиар и просто желающие пообщаться с кипчаками, некогда осевшими в Европе, но не забывшими свои корни.


Кайрат Балтабай.