Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

«Казахские шежире – как исторический источник»

«Казахские шежире – как исторический источник» - диссертационное исследование Алпысбес Махсата

на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.09 – Источниковедение, историография и методы исторического исследования.

Диссертация была защищена при Институте Востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК 26 декабря 2007 года. Научный руководитель – д.и.н., профессор М.Абусеитова.

Объект исследования – комплекс источников, известных в науке под названием «казахское шежире». В работе предпринят целенаправленный и комплексный источниковедческий анализ сведений шежире, представлен опыт изучения формирования традиции шежире, формы их бытования, значения, функции, анализ их содержания и источниковедческая интерпретация их сведений. Автор приходит к выводу, что казахское шежире имеет ранние истоки; его формирование происходило в условиях самобытного развития кочевнической культуры Евразии как традиция устной истории и генеалогии. Как этнокультурное наследие шежире представляет собой своеобразный корпус исторического сознания и памяти, сформированная под влиянием различных событий исторических эпох.

В шежире содержатся сведения по разным хронологическим пластам истории в виде этногенетических преданий и религиозных мифов (рауаяты, хикая и др.), истории о генеалогическом происхождении, героических сказаний народа, биографий выдающихся личностей. Историческая реальность в шежире чаще всего отражалась ирреально, а познание мира происходило согласно мифологии и религии; о ранней истории Евразии шежире сообщают сведения в виде тюркских преданий о своем происхождении, а с принятием ислама, древняя история в шежире строится чаще на мусульманских мифах о возникновении человечества, а возведение предков казахского народа к фигуре сподвижника пророка Мухаммеда, является характерной чертой такого рода генеалогии; как традиционный источник, шежире содержит много сведений о божественной сущности власти, о сакральности личности, территории, эпохи, традиций. Материалы шежире содержат в себе сведения о генеалогии в виде рассказов, списков, схем, которые дают информацию о характере системы родства и свойства у казахов, казахских родах и племенах и субэтнических группах, а также известных исторических личностях народа.

Особенностью казахской генеалогической традиции является счет поколений и родства по мужской линиии, однако исследование показывает, что в генеалогических преданиях не мало внимания уделяется и сведениям по женским персоналиям; казахское шежире имеет определенную идейную сущность, служившая функционированию традиционных институтов, сохранению культурной самобытности. В основном данные шежире несут в себе информацию о происхождении человека, общин, сообществ (этнических групп, родов, племен); по поводу сущности политической власти (каганов, ханов, султанов), духовной элиты (қожа, сопы, бақсы) и народной элиты (би, батыр, ақсақал), структур (хандық, ру, ел, жұрт); традиции (культов, верования, религии, обрядов, общин); шежире доносит до нас традиционную форму исторического сознания, фрагменты исторической памяти различных исторических эпох. сведения шежире в известной мере субъективны, потому что при изучении шежире чаще всего мы сталкиваемся с видением автора, его личной интерпретацией события и факта. Шежире как специфический вид источника требует выработки адекватных методов их интрепретации, поскольку феномены, имеющие ирреальную природу, могут быть постигнуты ирреальным способом.