Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Загадка казахских жузов / Мурат Уали

Распад или Союз

Хорошо известно, что процесс образования жузов является одной из главных загадок казахской истории.  Дело в том, что письменные первоисточники, относящиеся к истории Казахского ханства, не упоминают о жузах явным образом до 1731 года. А из свидетельств 1731 года становится ясно, что к этому времени жузы стали традиционной структурой казахского общества. Не проясняют ситуацию и устные народные  предания. Они  имеют сказочный вид, противоречат друг другу и отличаются в разных регионах Казахстана. Одно из преданий, гласящее  о первом казахском Алаша хане и трех его сотнях – жузах: Улы, Орта и Киши, хорошо известно, и даже дало название первой казахской политической партии – Алаш. В другом утверждается, что первого казахского хана звали Казак, и он разделил свое ханство между тремя сыновьями по имени Акарыс, Жанарыс, Бекарыс, которые  стали родоначальниками Старшего, Среднего и Младшего жузов соответственно. Есть предание о том, как три жигита с именами  Аргын,  Алшин и  Найман в поисках сбежавшего конского табуна забрели в ишимские степи, там остались, и от них пошли казахи. Не менее противоречивы остальные  устно-легендарные версии.  Скорее всего, они являются представлениями о прошлом местных племен, входивших в состав казахов в разное время и в разных регионах. Хотя  это разрозненные кусочки одного пазла под названием «три жуза», но единой и точной картинки из них не собрать.

Конечно, наряду с устно-легендарными существуют и около десятка  письменно-исторических  версий.  Здесь не место для их подробного анализа, уточним только, что по времени образования жузов они охватывают период от X – XI до XVIII веков, а по причинам образования жузов  их можно условно разделить на концепции Распада и концепции Союза.
В традиционной казахской истории общепринята в той или иной вариации концепция Распада единого Казахского ханства на три жуза в результате междоусобиц. Время распада – вторая половина XVI века в период правления (1550 – 1580, или сразу после) хана Хакназара. Считается также, что распаду на три части способствовал географический фактор разделения территории Казахстана на три природно-климатические зоны: Жетысу, Сары-Арку и Западный Казахстан. Конечно, образ единого и могучего (до распада) Казахского ханства  льстит современникам, но  по историческим данным весьма сомнителен.  При этом большинство версий  Распада имеют расплывчатые формулировки, констатируют известные факты,  и не раскрывают ни механизм образования жузов,  ни этимологию их названий.

Существует несколько концепций Союза, т.е. объединения разных кочевых племен Восточного Дешти-Кипчака в три жуза в рамках Казахского ханства.  Самая ранняя – версия российского казаховеда А.П. Чулошникова, который считал, что три ранее независимых жуза объединились при Хакназар хане.  Эта версия, выдвинутая в начале прошлого века, сейчас, конечно, устарела. Cамая современная  версия казахского историка Султана Акимбекова, опубликованная в книге «История степей» в 2010 году, утверждает об образовании трех казахских  жузов в XVII веке в результате объединения с Казахским ханством, племен Ногайской Орды и Могулистана  перед лицом джунгарской угрозы.
Относительно названий жузов - Улы/Старший, Орта/Средний и Киши/Младший также существует разброс мнений от чисто случайного фактора до хронологически детерминированного. Конечно, это наиболее вариативная часть проблемы, подверженная гипнозу существующих названий. Все-таки  процессы Распада или Союза должны подчиняться логике образования или распада государств и прочим  историческим  закономерностям, которые могут быть выявлены из косвенных свидетельств, в то время как процесс получения названий сильно подвержен случайному субъективному фактору, который через 300 с лишним лет очень сложно выявить.
 

Подробнее ...