Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Кто и что такое "АЛАШ"?

По кит. источникам первое упоминание Алаш связано с народом Динлин, 3-4 вв. до н.э., они выводили пегих лошадей - алаша, поэтому, дескать, соседи покупавшие их коней и называли этих динлинов "Алаш". В казахском шежире Майкы-бия упоминается племенной союз Ін-Ді-Іле, от которого произошли тохароязычные Иле-уйгуры (малая народность в СУАР). Про народ Алаш/һаладж/қалаш говорится почти во всех вариантах легенды об Ақ-құс/Огуз кагане (исторический шаньюй Модэ кит. летописей). Сегодня племя Калаш входит в пуштунскую конфедерацию племен в Пакистане и Афганистане. Народная этимология уйгурской версии легенды о происхождении племени Алаш говорит следующее: один человек во время похода гуннов отстал от основного войска, а когда он нагнал своих на привале, то все уже завершили трапезу и Каган сказал ему: "Хал аш", т.е. "оставайся голодным". Придыхательная "һ" по законам фонетики или игнорируется, или укрепляется в "қ". Легенда есть и у казахов про родоначальника казахов по имени Қыдыр Қалша, или в другой фонетике - Хызр Алаш. Когда войско кагана Мәди-ара (Модэ-шаньюй) возращалось домой из западного похода, его любимый военачальник Қыдыр Қалша/Хызр Алаш заболел и остался в степи с тремя сотнями бойцов, от которых и пошел народ Алаш, казахи. Деление на 3 жуза согласно легенде - отсюда же. О нескольких каганах с именами Алаша и Алаш эпохи Тюркских каганатов упоминает ряд источников. Так, к примеру, один из них, согласно преданию, имел имя Алаша Қара Жаурын Түрік (Тюрк с почерневшими от проказы лопатками) - историческая личность, по приказу которого был убит каган Западного каганата. Известен Алаш-хан Второй по прозвищу Қазақ, который ушел из под власти Восточного каганата в степи Приазовья и стал "казаковать". По версии Майцы-бия его потомком был голубоглазый и рыжебородый хан Жалаиров Тан-хан, являющийся якобы предком Чингисхана в 33-м колене. Монгольская версия об этом умалчивает. Титул Алаш-хан Третий был присвоен Жошы/Джучи - старшему сыну Чингисхана - при инаугурации его на курултае в предгорьях Улытау Центрального Казахстана. По преданию, три бия трех жузов - Майкы би (правое крыло), Кунан би (центр) и Алшын би (левое крыло) постановили, что новым ураном войск Джучиева улуса будет новый титул хана - Алаш. Как говорил Майкы-би: "Даже если твой родной отец в бою будет кричать не "Алаш", а другой уран, то ты должен, не дрогнув, поразить его". Алаш-ханом Четвертым был ногайский хан Ахмед. Его мазар находится рядом с мазаром Джучи в Улытау и относится к 14 веку (а не к 10-му, вопреки заявлениям некоторых "любителей древности"). Известно, что идею Қазақ из забвения возродили ногайцы (Едыге би), совместив ее с понятием Алаш - такова была идейная сила этого древнего архетипа. Формальная расшифровка его как "пестрый", "разномастный", "разноцветный" верна, но отражает лишь одну сторону, высвечивает лишь одну грань - только то, что действительно Джучиев улус был мультиэтничным конгломератом разноязыких племен. Но Алаш не просто слово, это - архетип, который имеет многотысячелетнюю историю и вызывает массу подсознательно-инстинктивных ассоциаций. Не случайно ведь корень АЛ (пламя, огонь как источник энергии) присутствует во многих субстанциональных понятиях ностратических языков, например в семитских - АЛЛА как один из эпитетов Бога, его энергетическая ипостась.

Автор: Ilyas Qaigy