Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Гунно-Тюркский Курултай в Мадьяристане

С 10 по 12 августа текущего года в Венгрии возле поселка Бугац, в Национальном парке Кишкуншаг прошел Курултай гунно-тюркских народов. Хотя точнее было бы назвать его этнофестивалем, сами венгры-мадьяры и все гости называли мероприятие Курултаем.

Вторжение в Европу

Венгрия имеет три названия: официальное – Хунгария, неофициальное – Мадьяристан и славянское – Венгрия. За исторический период на ее территорию было несколько волн нашествия степных кочевых племён с востока. Сюда вторгались сарматы, гунны, авары, мадьяры, кипчаки. Как сказал бы поэт:

… Вожди кочевые народы вели за собой.
И орды степные с просторов Тургая
С коней не слезая текли до Дуная
Неотвратимо, волна за волной…

Самой главной волной считается приход мадьяр во главе с ханом Арпадом в конце IX века, поэтому начало своей государственности и королевскую династию Арпадов венгры ведут от 896 года. Арпад считается потомком Атиллы, соответственно, мадьяры также считают себя потомками гуннов. Пришлые кочевники-мадьяры ассимилировали местные южно-славянские племена, передав им свой язык, но заимствовав славянские гены и некоторые элементы культуры. А в последние десятилетия многие современные жители вспомнили свое центральноазиатское происхождение и стали называть себя мадьярами, а страну – Мадьяристаном. Демонстрация кочевых традиций даже становится их визитной карточкой. Курултай это наглядно показал

Хотя венгерский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи, мадьяры предпочитают подчеркивать не лингвистическое родство с уральскими ханты-манси или финнами, не генетическое родство со славянами и немцами, а этно-культурные связи с древними гунно-тюркскими племенами Центральной Азии. Они знают, что в Казахстане живут рода мадьяр (подразделение аргынов и кипчаков). Считается, что эти рода - остатки мадьярских племен, ушедших на запад. Конечно, в ориентации Венгрии на восток присутствует и экономический интерес. Отношения со

160-ти миллионным тюркским миром престижнее и выгоднее отношений с 25-ти миллионным финно-угорским миром. Казахстан, в отличие от Эстонии, или Финляндии богаче минеральными ресурсами. Это также имеет значение в тяге мадьяр ко всему ко-чевому, к тюркскому в частности, и к своей прародине – Казахстану. А поскольку и сарматы, и гунны, и мадьяры, и кипчаки – выходцы из Казахских степей, мадьяры полушутя называют себя самыми западными из казахов, а казахов – самыми восточными из мадьяр.

Ну а 8 августа 2012 года произошло очередное вторжение в Мадьяристан. Снова, как тысячу лет назад, венгерская пушта наполнилась звоном мечей, свистом стрел, топотом копыт и щелканьем пастушеских бичей. Снова раздались звуки шан-кобыза, шаманских бубнов и приветственные языческие выкрики Уй,уй – Хойра!! Это вторжение в Европу более 200 представителей тюркских народов назвали гунно-тюркским Курултаем.

Факты и цифры Курултая

На Курултае ханов не выбирали, никому войну не объявляли, никаких политических решений не принимали. Просто мадьярам нравится монгольское слово курултай. Они вкладывают в него смысл этнофестивально-спортивного праздника. Действительно это красочное трехдневное шоу, на которое собираются мадьяры со всего Карпато-Дунайского региона, а точнее со всей бывшей Magna Hungary (Великой Венгрии). Известно, что после Первой Мировой войны территория Австро-Венгрии была расчленена между соседними странами, и нынешняя Венгрия – всего лишь половина (а может и меньше) по территории и населению от бывшей Великой Венгрии. Ностальгия по великодержавию - еще один из факторов обращения мадьяр к своему героическому, кочевому прошлому. Национальные герои – кочевые вожди Атилла и Арпад, этнофестиваль называют курултаем, а себя - мадьярами, на курултаях живут в юртах, надевают национальную одежду, а мужчины - часто и средневековые доспехи, блистая шлемами и саблями. Не забыли мадьяры и тюркского бога и рунический алфавит. Рунические надписи на сувенирах, и даже в названиях населенных пунктов, в последние годы здесь встречаются чаще английских наименований. Настоящим апофеозом Курултая стал древний обряд кормления огня и поклонения Тенгри. Нам бы казахам – формально настоящим потомкам центральноазаиатских кочевников, поучится у мадьяр такому гордому и бережному отношению к национальным традициям, к национальной одежде, к культу коня и оружия. Правда один из гостей – аварец Мурат из Дагестана, как истый мусульманин, назвал процесс повязывания ленточек и прикосновения к Древу Жизни разгулом шаманизма, и обещал после Курултая неделю ходить в мечеть и слушать местного имама. Но казахам повязывать платки на деревья и загадывать желания, прикасаясь к стволу, не впервой. Нас этим не испугаешь.

Возвращаясь к теме, нужно сказать, что небольшие локальные курултаи здесь проходят ежегодно, а данный крупный Курултай, проводящийся каждые два года – третий по счету. Нас - представителей тюркских народов приглашают на Курултай в качестве почетных гостей. В прошлом Курултае в 2010 году участвовали представители 11 тюркских народов.

В этот раз, наряду с Мадьяристаном, в Курултае приняли участие 7 тюркских государств: Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Северный Кипр, Туркменистан, Турция, Узбекистан; 7 автономных тюркских республик: Башкортостан, Карачай, Каракалпакстан, Татарстан, Тува, Чувашия, Якутия; уйгуры, а также представители 5 прочих евразийских народов: авары, болгары, буряты, монголы, японцы. Чтобы никого не обидеть, на поле Курултая были вынесены 21 флаг всех перечисленных народов. И всех нас мадьяры приняли совершенно бесплатно, обеспечив проживание, питание и культурную программу, включающую, кроме Курултая, экскурсию по Будапешту и отдых на озере Балатон.

Конечно, это было грандиозное мероприятие, включающее в себя театрализованные шоу-программы, музыкальные представления, археолого-антропологические выставки, ярмарку ремесленников. За три дня Курултай посетило более 140 тыс. посетителей. На территории Национального парка Кишкуншаг было установлено более 150 юрт. Эти юрты использовались как для жилья, так и в качестве бутиков для продажи изделий и сувениров. На такой ярмарке можно было купить все: как традиционные сувениры, так и средневековое вооружение и доспехи. А один из ремесленников – кузнец прямо в поле установил горн и наковальню, и в режиме реального времени продемонстрировал все этапы превращения железа из руды в наконечник копья. Для конных шоу было отведено специальное поле с трибунами. Там проходили конные и пешие парады, кокпар, имитация поединков жекпе-жек, демонстрировались элементы джигитовки. В другом месте на двух больших сценах выступали этнические ансамбли, как из Венгрии, так и из тюркских республик. Там два раза с огромным триумфом выступил наш ансамбль «Туран».

Казахстанская делегация, сформированная руководителем фонда «Великая степь» Айбеком Накиповым, была самая многочисленная и включала 51 чел. В ее составе были ученые, бизнесмены, музыканты, художники, юристы, писатели, ювелиры, дизайнеры, журналисты. Самыми маститыми оказались Председатель партии «Табигат» Мэлс Елеусизов, Президент Ассоциации промышленности стройматериалов Марал Томпиев, Директор института Истории и Этнологии Ханкельды Абжанов, Директор института Общей генетики и Цитологии Лейла Джансугурова, Директор телеканала «Алматы» Кайрат Балтабай, владелец сайта elim.kz Олег Халидулин, бизнесмен и учредитель движения «Улы Дала Алеми» Смат Аязбаев, Заслуженный художник Казахстана Ахмет Ахат, доктора исторических наук Айболат Кушкумбаев и Серик Ажигали…

Над Бугацем солнце садится…

Пожалуй, самым главным результатом Курултая стали встречи и знакомства с новыми людьми в атмосфере тюркского братства и взаимопонимания. Воистину нет ничего ценнее роскоши человеческого общения. А встречи были разные, как ожидаемые, так и неожиданные.

Самой главной запланированной встречей Курултая стал прием тюркских гостей в венгерском Парламенте. Само здание Парламента – одно из красивейших зданий Будапешта и Европы. Оно построено в неоготическом стиле к тысячелетию венгерской государственности – в 1896 году (полностью закончено в 1904). Нас принимали в огромном старинном зале заседаний, расписанном золотом, призванном подчеркнуть могущество Австро-Венгерской империи. На трибуне – покровители и руководители Курултая. С приветственным словом выступили вице-спикер Парламента Шандор Лежак, зам министра иностранных дел Кесени Ерно и президент фонда «Туран-Венгрия» Андраш Биро. Но для большинства делегатов такой высокий уровень поддержки Курултая со стороны венгерских властей оказался неожиданным. Особенно для уйгуров, когда, при перечислении делегаций, с трибуны было произнесено слово Уйгуристан.

Вечером в одной из районных мэрий Будапешта в нашу честь был дан ужин. Там в неформальной обстановке с приветственным словом от гостей выступили Айбек Накипов и Мэлс Елеусизов. А один пожилой каракалпак и Марал Томпиев дали бата начавшемуся Курултаю.

Встречи продолжились на поле Курултая в Национальном парке Кишкуншаг. Парк основан в 1975 году и объявлен ЮНЕСКО биосферным заповедником, сохраняющим нетронутые образцы степной экосистемы. Т.е. это и есть самая западная часть евразийской Великой степи. Здесь и развернулись главные события Курултая.

В программе конных шоу был запланирован кокпар. Наши казахи Марал Томпиев и Кендыбай Абишев решили принять в нем участие. Как оказалось, мадьяры собирались таскать мешок с песком, обернутый козлиной шкурой. Марал забраковал этот выбор и дал

им посмотреть видео с настоящим казахским кокпаром. Мадьяры быстро сообразили, что к чему, и чтобы не ударить лицом в грязь тут же закололи настоящего большого козла. Правда подготовили его не совсем правильно – отрезали ноги и оставили голову. Но и с этим неправильным кокпаром Кендыбай показал, как надо его таскать и, говоря по-футбольному, «забил два гола из трех». Мадьяры были в восторге!

Состоялись научные контакты. Казахстанские историки встретились с известным венгерским историком Иштваном Эрдели, который прочитал лекцию «О ранней истории Венгрии». Директор казахстанского Института Истории Ханкельды Абжанов и главный специалист по казахским шежере Олег Халидулин познакомились с директором башкирского Института Истории Фирдаус Хисаметдиновой. Тут же два директора договорились о совместной работе над проектом «Герои тюркской истории». А с Олегом договорились о создании Единого шежере тюркских народов.

Казахский художник Есенгали Садырбаев встретил виртуального друга по Фэйсбуку – венгерского художника Залана Кертаи. Как оказалось обоих объединяет «одна, но пламенная страсть» к исторической живописи. Залан – автор портрета Атиллы, широко эксплуатирующегося на мадьярских курултаях. Причем незнание языка не стало препятствием для общения двух художников. «Представляешь, Залан пригласил меня к себе в Будапешт и показал свои работы. Он работает так же как и я – долго изучает материал и тщательно выписывает предметы быта и детали одежды своих героев» - с восторгом рассказывал Есенгали.

Наш казахстанский кипчак Ильяс Сулейманов встретил своих сородичей- кипчаков из Венгрии, Румынии, Каракалпакстана, Азербайджана. Представляете, в одном месте собрались пять кипчаков из разных концов Великой степи! Как говорит Ильяс, пожилой кипчак из Румынии даже прослезился от избытка чувств. К сожалению, у Ильяса позже украли фотоаппарат, и запечатленный волнующий момент остался только в их воспоминаниях.

На ярмарке, возле одной из юрт, я заметил длинную очередь. Подойдя ближе увидел, что это тувинский шаман организовал платный прием. В большой перевернутый бубен сыпались евро и форинты, а шаман, воздевая руки к небу, благословлял легковерных мадьярских женщин. Не знаю, был ли рад этому тувинец, но мадьярки были явно довольны общением настоящим азиатским шаманом. «Сюда бы казахского баксы» - подумал я.

В течение трех дней Курултая и последующих дней культурных программ у каждого из нас было множество разных встреч и знакомств. Всех не перечислишь. От них остались фотографии, остались воспоминания… Осталось огромное чувство благодарности Андрашу Биро – непосредственному организатору и руководителю Курултая. Марал Томпиев сказал про него, что это великий человек, и что мы не раз еще о нем услышим. Марал сам организовывал маленький этнофестиваль под Алматы, поэтому знает, что говорит, каких трудов и денег это стоит.

После Курултая у нас осталось, как принято говорить, «чувство глубокого удовлетворения» от встреч между собой и братьями-тюрками. Пусть Венгрия - бедная страна, к тому же в тисках экономического кризиса, но мадьяры сумели обеспечить нам и хлеба, и зрелищ, и роскошь человеческого общения.

Над Бугацем солнце садится,
И в бубен ударит шаман…
Пусть в наших сердцах возродится
Хунгария Магна – Великий Туран!

 

Курултай закончился. Да здравствует Курултай!

Мурат Уали

Алматы – Будапешт – Бугац – Кишкуншаг - Балатон.