Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Жусипбек Аймауытов

Жусипбек Аймауытов годы жизни (1889-1931)

Жусипбек Аймауытов - многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Автор учебников "Тэрбиеге комекшi" ("Пособие для воспитателя"), "Психология", "Жан жуйесi жэне онер тандау".

Аймауытов родился в 1889 году в Баян-Аульском районе Павлодарской области. Умер в 1931. До 15 лет он учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. Затем и сам становится муллой и учит детей. В 18 лет Жусипбек одну зиму проучился в русской школе и два месяца в Кереку (Павлодаре) в казенной сельскохозяйственной школе, из которой был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного режима. Два года проработав учителем у себя в ауле он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию и заканчивает ее в 1919 году. Здесь он знакомится с К.Сатпаевым и М.Ауэзовым. Учась в семинарии и добывая себе на пропитание, Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни.

Еще подростком, в 13 лет он писал стихи, вторая пора приобщения к ним пришла в 19-20 лет. Впервые Жусипбек печатался в 1913 году в газете "Казак". В 1916 году он написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы. В 1920 году работал заведующим отделом образования в Семипалатинской губернии, редактором газеты "Казак тiлi", педагогом в школе (Каркаралы), институте (Оренбург, Ташкент) и техникуме (Шымкент).

В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете "Енбекшi казак" и его арестовывают. Еще в 1926 году на Аймауытова написали донос, обвиняя его в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актобе. Тогда он сумел отстоять свою правоту. Примечательны его доводы- "Я придерживался отцовских обычаев. Совестно и неудобно брать расписки от голодающих", - сказал Жусипбек в свое оправдание. Доносы на Аймауытова поступали не только анонимно, но и в открытой форме. Г.Тогжанов в 1929 году в статье "Жусипбек" называет его очернителем, лжехудожником, политическим "контрреволюционером". Теперь обвинение было гораздо более тяжким - участник нелегальной контрреволюционной организации. В апреле 1931 года Аймауытов был расстрелян. От первого брака у него осталось двое сыновей.

У Аймауытова сложилась трудная судьба: бесконечные подозрения со стороны властей, наветы, гонения. Тяжким и долгим было получение образования, мучительно и его творческое самовыражение. Трагичной оказалась судьба наследия, которое почти полностью было вычеркнуто из истории казахской культуры и по причине долгого забвения собиралось буквально по крупицам. Сохранились фрагменты переписки Аймауытова с Копеевым. Несмотря на жизненные неурядицы и, казалось бы, полную беспросветность, Жусипбек творил, творил непрестанно.
Аймауытов - родоначальник жанра романа и драмы в современной казахской литературе. Он свою писательскую деятельность начинал с газеты: публицистика, рассказы, фельетоны, критические заметки. Замечателен тот факт, что в 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал "Абай". Здесь Жусипбек опубликовал прекрасный рассказ об Амре Кашаубаеве, которого обрисовал как выдающегося певца.

Аймауытов является основателем сценического искусства. Он был режиссером-постановщиком своих пьес на казахской сцене. С 1916 года он начал писать пьесы. Аймауытов - организатор первых театральных групп, непосредственный их участник. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу "Рабига". Одно из выдающихся его драматических произведений "Шернияз" (1925-1926 гг.), посвященное памяти С. Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. С тревогой и страхом воспринимался рядовым казахом стиль жизни, который нес с собой город. С другой стороны, село (аул) тоже было полно противоречий, часто аульчане вовлекались в родовые распри, все новое встречало решительный отпор. В Семипалатинске Аймауытов поставил также спектакль "Биржан и Сара", в котором сыграл роль Биржана.

"Карткожа" (1926) - первый роман, написанный на казахском языке. Ужасы, которые пришлось пережить казахам во время гражданской войны, служат темой романа "Акбiлек". Последнее произведение Аймауытова "Кунекейдiн жазыгы" ("Вина Кунекей") также затрагивает женскую тематику - столкновение чувства достоинства с несправедливостью.

Как критик Аймауытов опубликовал в журнале "Абай" (№ 1) статью "Послеабаевские поэты", в которой рост писательского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймауытов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты "Казак" и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Так же как Абай, Жусипбек каждым своим словом заставлял молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию.