Войти
Ru

Практическое применение данных по сайту Единое Шежире Казахов

Инструкция для сайта Шежире

Единое Шежире www.elim.kz | Доклад Халидуллина Олега

Серия книг Шежире | ЕДИНОЕ ШЕЖИРЕ – это самая большая генеалогия в мире

О шежире

Сдай анализ днк, узнай генеалогию | Генетический подарок потомкам

Страсти вокруг шежире

Генеалогия | греческое genealogia — родословие

Родология

Человек живет, пока его помнят!

BIZDIN CHETEL QAZAQTARGA

Ходжи в генеалогической системе казахского народа

Стих нашего Мурата Увалиева о Шежире

Опубликовано в газете "50х50"

История всегда пишется победителями

Мурат Увалиев // Посторонись, Мухаммед

Проект возрождения старинного обычая казахов - создание Единого Шежире

Джандарбек СУЛЕЙМЕНОВ, Имматрикуляция Нурболата Масанова

Тельман МЕДЕУ-УЛЫ Треугольное государство

Каждый казах обязан знать своих предков вплоть до седьмого колена | ЮЖНАЯ СТОЛИЦА Газета Время

Тюркский язык возник в 1 тысячелетии до нашей эры

Генеалогия казахов | сайт для казахов и тех, кто интересуется их историей

Казахстан и Мировая история | Национальная идея

Рецензия по книге Аргыны

Комментарий к книге «Аргыны». Алдан Аимбетов.

Идущий испокон века народный опыт никогда не бывает бесполезным

Сообщение участников форума

История возникновения сайта

По сайту Рустама Абдуманапова

Шежере не есть явление, присущее только башкирам

Казыбек би

Казыбек би годы жизни 1667-1763

Казыбек биКазыбек Келдибек Улы (1667-1764) - известный в народе как Каз дауысты Казыбек ("Казыбек, непревзойденный в слове и слоге", буквально "Казыбек с непревзойденным голосом"), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, пораженного и загипнотизированного его красноречием. Родился он на берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), детстские и юношеские годы провел в Каратау и Улытау, принадлежал к Среднему жузу, к роду Каракесек племени Аргын. Отец Келдибек, дед Шанкар. Имя Шанкара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии - Сулеймен издалека прикочевал к Шанкару, которого за начитанность, мудрость прозвали Абыл. Благодаря семейной традиции Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленным бием.

Ему приписывается следующее обращение к джунгарскому правителю, когда он еще совсем молодым впервые, участвовал в посольской миссии: "Ты - калмык, а мы - казахи, Ты - железо, а мы уголь, который плавит железо. Пришли мы для того, чтобы Лицом к лицу по мужски поговорить, Решить разделяющие нас проблемы. Нечего отыгрываться на плененных детях и женщинах! Хотим узнать, какова Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь. Если не хочешь переговоров, Будем решать вопросы на поле брани! И готовы драться как львы до конца! Готов к переговорам, скажи, не хитри! Во всяком случае без дураков Скажи все напрямую."

Казыбек би активно участвовал в делах государственного правления во времена ханов Тауке, Самеке, Абильмамбета, Абылая, способствовал действенности внутренней и внешней политики казахских ханов. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей. Казыбек би вместе с Толе би и Айтеке би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных "Жетi жаргы" ( Семь устоев).

В нем нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землей, имущественными отношениями, семьей, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к калмыцкому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 г. на Средний жуз и два года провел в зиндане (тюрьме). Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всем протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.

Умер Казбек би в декабре 1764 г. у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Похоронен в Туркестане, в мавзолее Ахмета Ясави.