Войти

Аншыбай Алатайулы


Алатайлы Аңшыбай. Аншыбай батыр. Центральный персонаж одноименного эпоса, основатель богатырской династии. Он - первый царь, эпический аналог Алаша хана. Оставшись сиротой (распространенный мотив в фольклоре народов Евразии), он проводит свое детство на берегу озера (вероятно, в ранних вариантах: под водой). Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он берет в жены двух девушек-пери (одна - дочь царя пери-мусульманина, другая - дочь царя пери-кафира, т.е. неверного). Они помогают ему обзавестись домом, защищают от притязаний толпы. Затем он отправляется в поход, в поисках воинской доблести и одерживает победу над двумя врагами. После возвращения из второго похода некий старец из народа, благословляет его, и он становится ханом всех ногайлинцев-казахов. Он построил город, башни которого достигают небес. В мифологической реконструкции - безымянный старец, давший власть Аншибаю над людьми, - это божество солнца и правдивого слова, безымянный аналог восточноиранского солнечного божества Митры. А Аншибай – тень солнца на земле, земное солнце, первоцарь. Этимология имени Алатайлы Аншибай сложна. Слово Алатайлы, хотя в современном казахском языке означает человека с пестрым пегим конем (Алатайлы Аншибай -пестроконный Аншибай или Аншибай с пестрым пегим конем), на самом деле означало «Аншибай, сын Алатая» - «сын пестрого пегого коня». Само имя Аншибай (обычно переводимое как Охотник- Бай) трактуется по-разному. Компонент «бай» - вариант имени первочеловека Майкы Йимы; он просто образ, восходящий к образам первых мифических охотников-первочеловеков, по третьей - имя его трактуется как... В эпической генеалогии он является основателем династии аншибаидов. Баба-тукти-шашты-азиз - Парпария - Куттыкия - Едиге - Нуреддин - Муса - Орак и Мамай - Карасай и Кази (исторические личности, правившие в Ногайской орде, потомки Едиге). Цикл о батырах Аншибаевичах сохранился только в фольклоре западных казахов, главным образом -мангистауских.
Автор: Серикбай Мынбай