Вся активность

Этот поток обновляется автоматически   

  1. Ранее
  2. Сабитов Ж.М. Генетическая история адайцев//Материалы научно-практической конференции "Новый взгляд и перспективы изучения историко-культурного наследия Мангистау". Актау. 2019. С. 79-88 https://www.academia.edu/38554101/Сабитов_Ж.М._Генетическая_история_адайцев_Материалы_научно-практической_конференции_Новый_взгляд_и_перспективы_изучения_историко-культурного_наследия_Мангистау_._Актау._2019._С._79-88
  3. Сабитов Ж.М. Генетическая история адайцев//Материалы научно-практической конференции "Новый взгляд и перспективы изучения историко-культурного наследия Мангистау". Актау. 2019. С. 79-88 https://www.academia.edu/38554101/Сабитов_Ж.М._Генетическая_история_адайцев_Материалы_научно-практической_конференции_Новый_взгляд_и_перспективы_изучения_историко-культурного_наследия_Мангистау_._Актау._2019._С._79-88
  4. Это сообщение может быть отображено т.к. оно находится в защищённом паролем разделе. Введите пароль
  5. Моя история: Нургуль Сихаева «Создание индивидуального генетического паспорта на основе генетического многообразия народов Казахстана» http://100esim.el.kz/ru/bio/nurgul__sihaeva Нургуль Сихаева – доктор PhD, старший научный сотрудник Национальной научной лаборатории по биотехнологии коллективного пользования НЦБ, обучалась по президентской программе «Болашак». Нургуль со школьных лет увлекалась химией и биологией, что определило ее будущую профессию – биотехнологию. Окончив среднюю школу № 6 в г. Актобе со знаком «Алтын белгі», она поступила в Евразийский Национальный Университет им. Л. Н. Гумилева. После окончания магистратуры по программе «Болашак» Нургуль продолжила свою научную деятельность в Национальном центре биотехнологии. Основное направление научной деятельности Нургуль - биотехнология в медицине. Она имеет практический опыт разработки генетических тестов, является специалистом в области популяционной генетики и геномных исследований человека. Так ее докторская диссертация была посвящена изучению генетических факторов метаболических заболеваний в казахской популяции. Является автором более 30 научных работ, обладательница стипендии для талантливых молодых ученых. Она участвовала в следущих научно-исследовательских проектах в рамках грантового финансирования КН МОН РК: «Высокопропускные и эффективные технологии для контроля и надзора инфекционных заболеваний в Казахстане: проблема туберкулеза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью», «Оценка «Оценка ассоциации уровня кальция, полиморфизмов генов VDR и PTH и риска рака молочной железы у женщин Казахстана», «Использование генетического тестирования для разработки антивозрастных программ», «Создание и валидация диагностического набора для определения полиморфизма генов, ассоциированных с метаболическими нарушениями и пищевым поведением», «Создание индивидуального генетического паспорта на основе генетического многообразия народов Казахстана», проект Всемирного банка «ГМНС_036», проект АО «Фонда Науки» по предоставлению генетических услуг населению.
  6. "Язык–субстрат, на котором говорили древнейшие обитатели Двуречья (Тигра–Евфрата)" Попытка гипотетического наложения ареалов распространения рассматриваемых языков, и миграций носителей мужских гаплогрупп, как это используется в научных работах применительно к возможному распространению индоевропейских языков, дает возможность предположить - где могли произойти точки соприкосновения и последующих взаимствований, трансформаций древних языков(языка–субстрата и шумерского) и культур, которые в современности либо исчезли, либо значительно изменились. В этой связи интересна судьба распространения гаплогруппы R1b, зародившейся предположительно в Центральной - Западной Азии 20 тыс.лет назад, и распространённой на сегодня в Западной - Восточной Европе(от 90 до 10%), в Центральной и Западной Азии, а так же в Северной Африке (7-8 тыс. лет назад произошла обратная миграция в Африку). Урал: гаплогруппа R1b (M269, M73) - башкиры 87 %. Алтай: гаплогруппа R1b (субклад R1b-M73) - кумандинцы 49 %. Центральная Азия: туркмены - 37 %, узбеки - 21,4 %, казактар - 5,6 %, уйгуры -17,2 %, кыргызы - 1,9 %. Западная Азия: Турция - 16 %, Ирак - 11,3 %. Южная Азия: Пакистан - 6,8 %. Африка Озеро Чад, народ фульбе и носители чадских языков - R1b1a2 (PF6279/V88), Камерун, народ мандара R1b 65 %. Алжирские арабы - 10,8 %, алжирские берберы - 5,8 %, тунисские арабы -7 %. Марокко - 2,5 %, у арабов Египта - от 1 % до 7 % .
  7. ДНК, расы и языки, как правило не коррелируют.***' В нынешнем столетии наиболее серьезную оценку работам, посвященным возможным родственным связям шумерского языка дал Б.Ландсбергер (1942 г.). При этом он не соглашался с критиками Хоммеля, которые отнесли к случайным совпадениям такие параллели как шум. dingir– «бог» и тюр. tengri– «небо», «бог». Он склонен был считать, что шумерский язык значительную часть своей лексики почерпнул из языка–субстрата, на котором говорили древнейшие обитатели Двуречья (Тигра–Евфрата), создавшие местную культуру, важные элементы которой восприняли пришельцы – шумеры. Лансбергер полагал, что слово dingir шумеры заимствовали из языка покоренного этноса, в который могли входить и прототюрки. Это решение (культурное, а не генетическое родство) представляется наиболее продуктивным. В таком родстве (более тесном или отдалённом) состоят все языки мира.' http://thelib.ru/books/suleymenov_olzhas/ulybka_boga-read-2.html
  8. Медный век Доисторический Ближний Восток Древняя Месопотамия Эпоха Урук (около 4000 — 3100 гг. до н. э.) охватывал время от протоисторического энеолита до раннего бронзового века. Он наступил вслед за убейдским периодом. Названный в честь шумерского города Урук, этот период связан с возникновением в Месопотамии городской жизни. За ним последовала шумерская цивилизация. На поздней стадии урукского периода (34-32 вв. до н. э.) постепенно возникает древнейшая письменность — клинопись, что знаменует наступление раннего бронзового века. Шумер и Аккад Шумер, расположенный на юге Месопотамии, является древнейшей в мире цивилизацией, которая существовала с возникновения первого поселения в Эриду во время убайдского периода (конец 6 тыс. до н. э.), продолжала существовать во время урукского (4-е тыс. до н. э.) и династического периода (3-е тыс. до н. э.) и пришла в упадок во времена расцвета Ассирии и Вавилона в конце 3 — начале 2 тыс. до н. э. Аккадская империя, которую основал Саргон Великий, существовала с 24-го по 21-й века до н. э., и считается первой в мире империей. Аккадские территории со временем распались на ассирийское и вавилонское царства.
  9. Палео-Днк Южного Леванта (4500-3900/3800 гг. до н. э)https://www.nature.com/articles/s41467-018-05649-9Article | Open | Published: 20 August 2018Ancient DNA from Chalcolithic Israel reveals the role of population mixture in cultural transformation Éadaoin Harney, Hila May, Dina Shalem, Nadin Rohland, Swapan Mallick, Iosif Lazaridis, Rachel Sarig, Kristin Stewardson, Susanne Nordenfelt, Nick Patterson, Israel Hershkovitz & David Reich Nature Communicationsvolume 9, Article number: 3336 (2018) | Download CitationAbstractThe material culture of the Late Chalcolithic period in the southern Levant (4500–3900/3800 BCE) is qualitatively distinct from previous and subsequent periods. Here, to test the hypothesis that the advent and decline of this culture was influenced by movements of people, we generated genome-wide ancient DNA from 22 individuals from Peqi’in Cave, Israel. These individuals were part of a homogeneous population that can be modeled as deriving ~57% of its ancestry from groups related to those of the local Levant Neolithic, ~17% from groups related to those of the Iran Chalcolithic, and ~26% from groups related to those of the Anatolian Neolithic. The Peqi’in population also appears to have contributed differently to later Bronze Age groups, one of which we show cannot plausibly have descended from the same population as that of Peqi’in Cave. These results provide an example of how population movements propelled cultural changes in the deep past. Древняя ДНК эпохи Энеолита Израиля раскрывает роль популяционной смеси в культурной трансформацииМатериальная культура позднего Энеолита Южного Леванта (4500-3900/3800 гг. до н. э.) качественно отличается от предшествующих и последующих периодов. Здесь, чтобы проверить гипотезу о том, что на появление и упадок этой культуры повлияли движения людей, мы секвенировали геномную древнюю ДНК из 22 особей из пещеры Пекиин, Израиль. Эти индивидуумы были частью однородной популяции, которая может быть смоделирована как состоящая на 57% из групп, связанных с группами местного Левантского неолита, ~ 17% от групп, связанных с медным веком Ирана, и ~ 26% от групп связанных с анатолийским неолитом. Похоже, что население Пекиин по-разному подействовало на более поздние группы бронзового века, одна из которых, как мы показываем, не может быть происходить из той же популяции, что и в пещере Пекиин. Эти результаты служат примером того, как движение населения способствовало культурным изменениям в глубоком прошлом. rozenblatt ***We find that the individuals buried in Peqi’in Cave represent a relatively genetically homogenous population. This homogeneity is evident not only in the genome-wide analyses but also in the fact that most of the male individuals (nine out of ten) belong to the Y-chromosome haplogroup T (see Supplementary Table 1), a lineage thought to have diversified in the Near East46. This finding contrasts with both earlier (Neolithic and Epipaleolithic) Levantine populations, which were dominated by haplogroup E24, and later Bronze Age individuals, all of whom belonged to haplogroup J24,26. Мы видим, что люди, похороненные в пещере Peqi’in Cave представляют собой относительно генетически однородную популяцию. Эта однородность проявляется не только в геномных анализах, но и в том, что большинство особей мужского пола (девять из десяти) принадлежат к гаплогруппе Y-хромосомы T (см. дополнительную таблицу 1), родословная которой, как полагают, диверсифицировалась на Ближнем Востоке. Этот вывод контрастирует с ранее (Мезолит и Эпипалеолит) Левантийской населения, которые преобладают гаплогруппы Е, а позднее бронзы лиц, все они принадлежали к гаплогруппе J.***Supplementary Data Y:T1a1a* T1a1a1b2 T1a1a1b2 T1a1a1b2 T1a1a T1a1a T1a1a E1b1b1b2 T1a1a .. T1a1a T1a1a* T Mt: H4 .. L3b1 J2a .. J2a2 J2a2d T2g1a J2a2d T2+150 J2a2d J2a2d J2a2d J2a2d N1b1 T2 T2 T1a+152 R0a T1 .. K1a N1a1b I6 HV1a'b'c H .. T1a2 K K1a .. I6 T U6d
  10. "Язык–субстрат, на котором говорили древнейшие обитатели Двуречья (Тигра–Евфрата)" Попытка гипотетического наложения ареалов распространения рассматриваемых языков, и миграций носителей мужских гаплогрупп, как это используется в научных работах применительно к возможному распространению индоевропейских языков, дает возможность предположить - где могли произойти точки соприкосновения и последующих взаимствований, трансформаций древних языков(языка–субстрата и шумерского) и культур, которые в современности либо исчезли, либо значительно изменились. В этой связи интересна судьба распространения гаплогруппы R1b, зародившейся предположительно в Центральной - Западной Азии 20 тыс.лет назад, и распространённой на сегодня в Западной - Восточной Европе(от 90 до 10%), в Центральной-Западной Азии, и что удивительно в Северной Африке (7-8 тыс. лет назад произошла обратная миграция в Африку). Урал: гаплогруппа R1b (M269, M73) - башкиры 87 %. Алтай: гаплогруппа R1b (субклад R1b-M73) - кумандинцы 49 %. Центральная Азия: туркмены - 37 %, узбеки - 21,4 %, казактар - 5,6 %, уйгуры -17,2 %, кыргызы - 1,9 %. Западная Азия: Турция - 16 %, Ирак - 11,3 %. Южная Азия: Пакистан - 6,8 %. Африка Озеро Чад, народ фульбе и носители чадских языков - R1b1a2 (PF6279/V88), Камерун, народ мандара R1b 65 %. Алжирские арабы - 10,8 %, алжирские берберы - 5,8 %, тунисские арабы -7 %. Марокко - 2,5 %, у арабов Египта - от 1 % до 7 % .
  11. ДНК — демагогия Анатолия Клесова http://генофонд.рф/?page_id=520 А.А. Клёсов использует приемы, которыми можно вывести происхождение любой группы населения от каких угодно предков . Вот пример: «Восточные славяне – представители рода R1a1. Их потомки, по всей Европе и по всему миру, вплоть до Аравии, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов – представители рода R1a1, потомки славян. Или праславян, что в данном контексте одно и то же» [5]. Как обосновать происхождение арабов от славян? Легко – при помощи подмены понятий: «В ДНК-генеалогии «восточные славяне» — это члены древнего рода R1a1» [6]. Генетический термин «гаплогруппа» А.А. Клёсов подменяет социальной категорией «род», вкладывая в него биологический смысл. Был ли общий предок рода реальным или мнимым, целиком зависит от истории, а не от А.А. Клесова. Поэтому жесткая привязка А.А. Клесовым рода к биологии – попытка биологизации социальных категорий.. «Члены рода R1a1 на Балканах, которые жили там 12 тысяч лет назад, через двести с лишним поколений вышли на Восточно-европейскую равнину, где 4500 лет назад появился предок современных русских и украинцев рода R1a1. Еще через пятьсот лет, 4000 лет назад, они вышли на южный Урал, еще через четыреста лет отправились в Индию, где сейчас живут примерно 100 миллионов их потомков, членов того же рода R1a1. Рода ариев. Потомков праславян или их ближайших родственников» [7]. В этой занимательной «истории» несколько раз использован прием подмены терминов. Сначала термин «славяне», имеющий совершенно определенные лингвистическое и этнологическое значения, произвольно толкуется как «древние носители гаплогруппы R1a1″, при этом игнорируется, что гаплогруппа R1a1 была у многих других народов. Затем, когда расселение «рода R1a1» доводится до Индии, на биологических носителей гаплогруппы R1a1 переносится название языковой группы «арии», при этом игнорируется, что арийские (индо-иранские) языки разделились на пару тысяч лет раньше, чем русский и украинский. Теперь осталось приравнять конец долгой миграции к ее началу — и восточные славяне станут ариями (а арабы – потомками славян). Формально А.А. Клёсов, конечно, признает, что у одного народа много гаплогрупп (что же ему поделать с этим фактом?). Реально — рисуемые им картины миграций основаны на такой идеологии: на всем протяжении существования гаплогруппы она является биологической меткой реально существовавшей этно-политической или социальной общности. Такое жесткое увязывание биологических и социальных параметров выходит далеко за рамки науки. Как произвести человечество с Русской равнины
  12. О логических последователях «научного патриота» А. А. Клёсова http://генофонд.рф/?page_id=4263 «нельзя представлять себе гаплогруппы ни как народы, ни как биологические роды, что отождествление славян с ариями антинаучно и вредно, что в науке индоевропейцы, славяне и арии – это, прежде всего, языковые общности, и т. д.» Лев Клейн
  13. «В генетической информации … нет никакой опасности» http://генофонд.рф/?page_id=28844 «Существуют многочисленные международные исследования, существуют клинические испытания препаратов – сказал журналистам директор МГНЦ, д.м.н., член-корр. РАН С.И.Куцев. — Для нас очень важно донести до общественности, что эти исследования должны сохраняться, что они не представляют никакой опасности. Более того — если они будут тем или иным образом прекращены, это может нанести непоправимый урон как науке, так и практическому здравоохранению. В генетической информации, которую мы изучаем, когда говорим о том или ином этносе, нет никакой опасности. В наше время существует множество баз данных. Можно посмотреть на структуру генома жителей разных регионов мира – Северной Америки, Австралии, Африки (конечно, без персональных данных). Во многих странах, даже в Саудовской Аравии, начаты масштабные геномные исследования, которые очень важны как для научных исследований, так и для практического здравоохранения. В своей практике врачи-генетики встречаются с разными вариантами, и им надо знать — это вариант нормы или мутация, связанная с заболеванием».
  14. PRошло 10 лет широкой популяризации генетических исследований многочисленных популяций в мире, но, в интернете и на TV постсоветского пространства все же проскальзывает элементарная неосведомленность, и дремучий страх ‘генетического уничтожения конкретной популяции’. Необразованностью это нельзя назвать, т.к. все министерства образования данного пространства до сих пор не ввели школьный и вузовский всеобуч архи-важного предмета ‘Генография’, очевидно до сих пор не осознав, что дается «в руки и мозги» многомиллионным массам, по сути - это сродни атому либо мирному, либо разрушающему, только не через генетические данные, а как и прежде через намеренно-искривленное идеологическое воздействие - исключительность одних(«арийскость»), оскорбление других(«гаплогруппой не вышли»), и первые битвы ученых,осознавших эту опасность, с наплодившимися «гапло-шовинистами,фашистами и расистами» уже начались.
  15. Генетический портрет сванов на фоне народов Южного Кавказа http://генофонд.рф/?page_id=29057 Генетическое разнообразие населения Сванетии в этой работе изучили на небольшой выборке — по образцам мтДНК и Y-хромосомы 184 человек. Данные показали разнообразие митохондриального и сравнительную гомогенность Y-хромосомного генофонда сванов. Авторы делают вывод о влиянии на Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа географии, но не языков. И о том, что современное население, в частности, сваны, являются потомками ранних обитателей этого региона, времен верхнего палеолита. *** Митохондриальная ДНК сванов отличалась разнообразием, с наибольшей частотой встречались гаплогруппы U1-U7, H, K и W6. Сходство разных народов по мтДНК отражено на графике многомерного шкалирования, построенном по генетическим расстояниям. На приведенном в статье рисунке из всех популяциий Южного Кавказа ближе всего друг к другу оказались грузины, северные осетины и кабардинцы, а наибольшее генетическое расстояние разделяет сванов и южных осетин. * Как показал анализ, основные мтДНК гаплогруппы сванов восходят к верхнему палеолиту; довольно высокая частота и разнообразие гаплогруппы W6 может указывать на ее происхождение в этом регионе. Это согласуется с гипотезой, что сваны и другие популяции Южного Кавказа – потомки верхнепалеолитических обитателей этих мест. Митохондриальный генофонд популяций Южного Кавказа не показал зависимости ни от географии, ни он языка, вероятно, разнообразие по материнским линиям возникло до формирования этноязыковых групп, заключают авторы. *** Y-хромосомная картина популяции сванов, напротив, оказалась довольно гомогенной – около 79% изученных мужчин обладали гаплогруппой G2a, оставшаяся доля приходилась на J2a1, I2, N и R1a. На графике многомерного шкалирования, отражающем сходство по Y-хромосоме, абхазы, грузины и черкесы образовали компактную группу, а сваны и северные осетины, а также армяне и турки расположились на расстоянии от нее. * Y-хромосомный генофонд Южного Кавказа продемонстрировал влияние географии, но не языкового разнообразия. Авторы отмечают, что эти результаты расходятся с данными Balanovsky et al. (2011) по Северному Кавказу, где наблюдались географические зоны «языково-генетической коэволюции». Датировка доминирующей гаплогруппы G2a восходит к эпипалеолиту. Ее распределение в популяциях может отражать распространение ранних неолитических поселений от побережья Черного моря вслед за отступлением ледников Кавказа. Учитывая высокое разнообразие G2a у сванов, можно считать, что она возникла в популяции их предков, живших на Южном Кавказе в позднем эпипалеолите – раннем неолите, пишут авторы. В ее разнообразие, вероятно, внесли свой вклад и поздние генетические потоки из Грузии и других регионов Южного Кавказа. Анализ указывает на наличие общих предков и/или интенсивный генетический обмен между сванами, южными осетинами и абхазами, несмотря на то, что эти популяции принадлежат к трем разным языковым семьям. *** Genetic diversity in Svaneti and its implications for the human settlement of the Highland Caucasus Aram Yardumian et al. Am J Phys Anthropol.2017;1–16. DOI: 10.1002/ajpa.23324 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29076141
  16. ДНК, расы и языки, как правило, не коррелируют. *** ' В нынешнем столетии наиболее серьезную оценку работам, посвященным возможным родственным связям шумерского языка дал Б.Ландсбергер (1942 г.). При этом он не соглашался с критиками Хоммеля, которые отнесли к случайным совпадениям такие параллели как шум. dingir– «бог» и тюр. tengri– «небо», «бог». Он склонен был считать, что шумерский язык значительную часть своей лексики почерпнул из языка–субстрата, на котором говорили древнейшие обитатели Двуречья (Тигра–Евфрата), создавшие местную культуру, важные элементы которой восприняли пришельцы – шумеры. Лансбергер полагал, что слово dingir шумеры заимствовали из языка покоренного этноса, в который могли входить и прототюрки. Это решение (культурное, а не генетическое родство) представляется наиболее продуктивным. В таком родстве (более тесном или отдалённом) состоят все языки мира.' http://thelib.ru/books/suleymenov_olzhas/ulybka_boga-read-2.html
  17. Медный век Доисторический Ближний Восток Древняя Месопотамия Эпоха Урук (около 4000 — 3100 гг. до н. э.) охватывал время от протоисторического энеолита до раннего бронзового века. Он наступил вслед за убейдским периодом. Названный в честь шумерского города Урук, этот период связан с возникновением в Месопотамии городской жизни. За ним последовала шумерская цивилизация. На поздней стадии урукского периода (34-32 вв. до н. э.) постепенно возникает древнейшая письменность — клинопись, что знаменует наступление раннего бронзового века. Шумер и Аккад Шумер, расположенный на юге Месопотамии, является древнейшей в мире цивилизацией, которая существовала с возникновения первого поселения в Эриду во время убайдского периода (конец 6 тыс. до н. э.), продолжала существовать во время урукского (4-е тыс. до н. э.) и династического периода (3-е тыс. до н. э.) и пришла в упадок во времена расцвета Ассирии и Вавилона в конце 3 — начале 2 тыс. до н. э. Аккадская империя, которую основал Саргон Великий, существовала с 24-го по 21-й века до н. э., и считается первой в мире империей. Аккадские территории со временем распались на ассирийское и вавилонское царства. ***
  18. Интересные аспекты из жизни деревни 'Peqi’in Cave' Пекиин, указанной в статье. *** Последний феллах Израиля http://jewish.ru/ru/stories/chronicles/184213/ Как загадочные еврейские феллахи смогли избежать изгнания и две тысячи лет выживали под оккупацией арабов и христиан, но оказались сметены еврейскими эмигрантами из Европы. Однажды в начале 1920-х годов Ицхак Бен-Цви, ставший впоследствии вторым президентом Израиля, а тогда бывший председателем местных органов еврейского самоуправления в Палестине, бродил по Галилее вдвоем со своей женой Рахелью и дошел до горной деревни Пекиин, населенной в основном друзами. Легенда гласит, что на деревенской улице к нему неожиданно обратился еврейский мальчик на иврите, признав в нем своего. С этой прогулки началась длившаяся десятилетиями дружба Бен-Цви с небольшой, но столь удивительной еврейской общиной Пекиина. И символ этой дружбы держали в руках многие читатели: портрет Бен-Цви и горная деревня вместе украшают купюру в сто шекелей. *** napobo3
  19. Палео-Днк Южного Леванта (4500-3900/3800 гг. до н. э) https://www.nature.com/articles/s41467-018-05649-9Article | Open | Published: 20 August 2018Ancient DNA from Chalcolithic Israel reveals the role of population mixture in cultural transformation Éadaoin Harney, Hila May, Dina Shalem, Nadin Rohland, Swapan Mallick, Iosif Lazaridis, Rachel Sarig, Kristin Stewardson, Susanne Nordenfelt, Nick Patterson, Israel Hershkovitz & David Reich Nature Communicationsvolume 9, Article number: 3336 (2018) | Download CitationAbstractThe material culture of the Late Chalcolithic period in the southern Levant (4500–3900/3800 BCE) is qualitatively distinct from previous and subsequent periods. Here, to test the hypothesis that the advent and decline of this culture was influenced by movements of people, we generated genome-wide ancient DNA from 22 individuals from Peqi’in Cave, Israel. These individuals were part of a homogeneous population that can be modeled as deriving ~57% of its ancestry from groups related to those of the local Levant Neolithic, ~17% from groups related to those of the Iran Chalcolithic, and ~26% from groups related to those of the Anatolian Neolithic. The Peqi’in population also appears to have contributed differently to later Bronze Age groups, one of which we show cannot plausibly have descended from the same population as that of Peqi’in Cave. These results provide an example of how population movements propelled cultural changes in the deep past. Древняя ДНК эпохи Энеолита Израиля раскрывает роль популяционной смеси в культурной трансформацииМатериальная культура позднего Энеолита Южного Леванта (4500-3900/3800 гг. до н. э.) качественно отличается от предшествующих и последующих периодов. Здесь, чтобы проверить гипотезу о том, что на появление и упадок этой культуры повлияли движения людей, мы секвенировали геномную древнюю ДНК из 22 особей из пещеры Пекиин, Израиль. Эти индивидуумы были частью однородной популяции, которая может быть смоделирована как состоящая на 57% из групп, связанных с группами местного Левантского неолита, ~ 17% от групп, связанных с медным веком Ирана, и ~ 26% от групп связанных с анатолийским неолитом. Похоже, что население Пекиин по-разному подействовало на более поздние группы бронзового века, одна из которых, как мы показываем, не может быть происходить из той же популяции, что и в пещере Пекиин. Эти результаты служат примером того, как движение населения способствовало культурным изменениям в глубоком прошлом. rozenblatt *** We find that the individuals buried in Peqi’in Cave represent a relatively genetically homogenous population. This homogeneity is evident not only in the genome-wide analyses but also in the fact that most of the male individuals (nine out of ten) belong to the Y-chromosome haplogroup T (see Supplementary Table 1), a lineage thought to have diversified in the Near East46. This finding contrasts with both earlier (Neolithic and Epipaleolithic) Levantine populations, which were dominated by haplogroup E24, and later Bronze Age individuals, all of whom belonged to haplogroup J24,26. Мы видим, что люди, похороненные в пещере Peqi’in Cave представляют собой относительно генетически однородную популяцию. Эта однородность проявляется не только в геномных анализах, но и в том, что большинство особей мужского пола (девять из десяти) принадлежат к гаплогруппе Y-хромосомы T (см. дополнительную таблицу 1), родословная которой, как полагают, диверсифицировалась на Ближнем Востоке. Этот вывод контрастирует с ранее (Мезолит и Эпипалеолит) Левантийской населения, которые преобладают гаплогруппы Е, а позднее бронзы лиц, все они принадлежали к гаплогруппе J. *** Supplementary Data Y: T1a1a* T1a1a1b2 T1a1a1b2 T1a1a1b2 T1a1a T1a1a T1a1a E1b1b1b2 T1a1a .. T1a1a T1a1a* T Mt: H4 .. L3b1 J2a .. J2a2 J2a2d T2g1a J2a2d T2+150 J2a2d J2a2d J2a2d J2a2d N1b1 T2 T2 T1a+152 R0a T1 .. K1a N1a1b I6 HV1a'b'c H .. T1a2 K K1a .. I6 T U6d
  20. Викинги, варяжские конунги, курганы, лодки и лошади. *** https://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(18)30844-3Genomic and Strontium Isotope Variation Reveal Immigration Patterns in a Viking Age Town Maja Krzewińska 8Anna KjellströmTorsten GüntherCharlotte Hedenstierna-JonsonTorun ZachrissonAyça OmrakReyhan YakaGülşah Merve KılınçMehmet SomelVeronica SobradoJane EvansCorina KnipperMattias JakobssonJan StoråAnders GötherströmShow lessShow footnotesOpen AccessPublished:August 23, 2018DOI:https://doi.org/10.1016/j.cub.2018.06.053HighlightsA case study reveals mobility between population clusters within the Viking worldArchaeology, osteology, genetics, and isotopes highlight nuanced migration patternsLocal, regional, and long-distance immigrants are identified in the town of SigtunaWe report 23 new ancient human genomes from the 10th to the 12th century CE SwedenSummaryThe impact of human mobility on the northern European urban populations during the Viking and Early Middle Ages and its repercussions in Scandinavia itself are still largely unexplored. Our study of the demographics in the final phase of the Viking era is the first comprehensive multidisciplinary investigation that includes genetics, isotopes, archaeology, and osteology on a larger scale. This early Christian dataset is particularly important as the earlier common pagan burial tradition during the Iron Age was cremation, hindering large-scale DNA analyses. We present genome-wide sequence data from 23 individuals from the 10th to 12th century Swedish town of Sigtuna. The data revealed high genetic diversity among the early urban residents. The observed variation exceeds the genetic diversity in distinct modern-day and Iron Age groups of central and northern Europe. Strontium isotope data suggest mixed local and non-local origin of the townspeople. Our results uncover the social system underlying the urbanization process of the Viking World of which mobility was an intricate part and was comparable between males and females. The inhabitants of Sigtuna were heterogeneous in their genetic affinities, probably reflecting both close and distant connections through an established network, confirming that early urbanization processes in northern Europe were driven by migration.Основные моменты В тематическом исследовании показана мобильность между кластерами населения в мире викингов Археология, остеология, генетика и изотопы подчеркивают нюансы миграции Местные, региональные и дальние иммигранты идентифицируются в городе Сигтуна Мы сообщаем о 23 новых древних геномах человека с 10 по 12 век н. э. из ШвецииРезюмеВлияние мобильности людей на городское население Северной Европы в эпоху викингов и раннего средневековья и ее последствия в самой Скандинавии до сих пор практически не изучены. Наше исследование демографии на заключительном этапе эпохи викингов - это первое комплексное многодисциплинарное исследование, которое включает в себя генетику, изотопы, археологию и остеологию в более широком масштабе. Этот раннехристианский набор данных особенно важен, поскольку ранее традиционная языческая традиция захоронения во время железного века была кремацией, препятствующей крупномасштабному анализу ДНК. Мы представляем данные геномных последовательностей от 23 человек из шведского города Сигтуна 10-12 века. Полученные данные свидетельствуют о высоком генетическом разнообразии ранних городских жителей. Наблюдаемая вариация превышает генетическое разнообразие в различных группах населения Центральной и Северной Европы, как современных так и железного века. Данные изотопов стронция предполагают смешанное местное и неместное происхождение горожан. Наши результаты раскрывают социальную систему, лежащую в основе процесса урбанизации мира викингов, мобильность которого была сложной частью и была сопоставима между мужчинами и женщинами. Жители Сигтуны были неоднородны по своей генетической близости, вероятно, отражая как тесные, так и отдаленные связи через сложившуюся сеть, подтверждая, что ранние процессы урбанизации в Северной Европе были обусловлены миграцией. Код: [Выделить] Sample ID Location/Burial Site Genome Coverage mtDNA Genome Coverage Mol. * mtDNA Haplogroup Y Chromosome Haplogroup 84001 cemetery 1 (Nunnan) ×3.7 ×108.2 XY H2a2a1g N1a1a1a1a1 (N-L392∗) 84005 cemetery 1 (Nunnan) ×1.03 ×132.2 XY H1ap1 I1a1b3 (I-Z74∗) 84035 cemetery 1 (Nunnan) ×0.2 ×149.6 XX H2a3a – nuf002 cemetery 1 (Nunnan) ×0.16 ×44.1 XY T1a1j ND kls001 cemetery 2 (Kålsängen) ×0.13 ×11.8 XY H1b1 R1∗ (R-M173∗) kal006 cemetery 3 (Kållandet) ×1.2 ×87 XX V7a – kal009 cemetery 3 (Kållandet) ×0.19 ×124.4 XX T2f1 – 2072 cemetery 4 (Bensinst.) ×0.01 ×1.5 XY U ND bns023 cemetery 4 (Bensinst.) ×0.02 ×3.7 XX H4a1a3a – gtm021 cemetery 4 (Götes Mack) ×0.43 ×34.1 XX H5 – gtm127 cemetery 4 (Götes Mack) ×0.06 ×11.1 XX H1a3a – 97002 mass grave (St. Lars) ×0.12 ×27.7 XY J2a1a (0.6) R1b (R-312∗) 97026 mass grave (St. Lars) ×0.08 ×87.6 XY U5a2a1 ND 97029 mass grave (St. Lars) ×0.07 ×34.2 XY J1c2 ND stg020 church 1 (St. Gertrud) ×0.18 ×59.4 XX T2 – stg021 church 1 (St. Gertrud) ×3.4 ×136 XX J1d1b1 –stg026 church 1 (St. Gertrud) ×0.61 ×367.2 XX J1c2k –grt035 church 1 (St. Gertrud) ×3.2 ×279 XY H G2a2 (G-L1259∗)grt036 church 1 (St. Gertrud) ×2.2 ×247.8 XY H13a1a5 I2a2/2b (I-M436∗)urm045 church 1 (Urmakaren) ×0.09 ×74.7 XY H1a8 NDurm160 church 1 (Urmakaren) ×1.3 ×299 XY H1q R1b1a2a1a1 (R-L11∗)urm161 church 1 (Urmakaren) ×0.08 ×19.6 XY T1 (0.4) A2′3′4urm035 church 1 (Urmakaren) ×0.26 ×240.3 XY H2a1c BCDEF *** rozenblatt http://forum.molgen.org/index.php/topic,11166.45.html
  21. Все народы мира,с научной точки зрения, метисы.
  22. Все народы мира,с научной точки зрения, метисы.
  23. Когда Томсон переводил, сразу же возник другой вопрос: откуда эта письменность произошла? Собственное ли это творение кочевников или оно заимствовано? Есть ощущение, что при переводе Томсон не трудился скрупулезно, ему помогал арамейский алфавит, он датируется 10-м веком до н.э. Если связать географически, то это период андроновской культуры в Великой степи. — Где-то 3 тысячелетия назад — Это ранний железный век. Впоследствии появляются скифы и саки. ... есть видные ученые, которые считают, что письменность – собственное творение тюрков на основе родовых меток. Такие ученые как Поливанов, Аристов – ученый, который изучал казахский народ, тюркологи, диалектологи, такие как Сарсен Аманжолов, Хайдаров, утверждают, что руны — собственное изобретение тюрков. Другое дело – как это возникло на основе ррдовых меток, тамги? Наш соотечественник, ученый Тайжан Досанов посвятил 30 лет своей жизни изучению рун. Он пришел к выводу, что рунические надписи – это целая система знаков, состоящая из множества знаковых лигатур. Он говорит, что тюркские руны — это не просто буквы, а очень сложное письмо. Это как криптография, тайнопись. Каждый знак помимо буквенного значения обладает иероглифическим значением. То есть один знак – одно слово. Потому что все ученые, вплоть до Томсона, первооткрывателя этой письменности, утверждают, что тюркские руны – это геометризированные руны. — Что это значит? — Значит, что руны имеют углы – квадраты, штрихи, клины и круг. Это ученые отмечают. Но дальнейших шагов никто не делал. А Тайжан Досанов – художник, дизайнер, с одной стороны, и рунолог, носитель этого языка — с другой, изучал эти надписи. Он пришел к мнению, что все буквы рунического алфавита при наложении составляют большую таблицу. — Это его книга «Тайна руники»? — Да. Эта книга является результатом его 30-летнего труда. Он пишет, что Был какой-то интеллектуальный социум. Они были очень малочисленными, но мыслили. — Насколько были развитыми? — Начали изучать природу. И все эти знания они обобщали, передавали будущим поколениям через знаковые системы. https://365info.kz/2016/05/arman-kto-nauchilsya-pisat-ranshe-evrei-ili-kazahi-2/
  24. Altyn Adam - мужчина или женщина? Вот в чем вопрос..
  25. " Если анализ ДНК (Иссыкский музей несколько лет назад передал в Данию для этих целей правую ключицу и фрагмент правой лопатки, но поскольку сохранность плохая, то сделать анализ не так-то просто) покажет, что иссыкский скелет принадлежит все-таки юноше, а не девушке-батыру, то выходит, что надпись изначально была адресована некой тюркоязычной «Томирис», и что ритуальная чаша из ее могилы попала в боковое захоронение уже как бы не по изначальному адресу. " *** Эпоха совпадает: Томирис(приблизительно 570—520 гг. до н. э.) — царица саков-массагетов, рассказ о войне с которой персидского царя Кира приводит Геродот («История» I 205—214).
  26. 7-07-2018 «Алтын-мадам»: Новый взгляд на знаменитое захоронение в Иссыкском кургане Серебряная чаша из Иссыкского кургана принадлежала не «золотому человеку», а «девушке-батыру». Так считает ученый-тюрколог, доктор филологических наук Александр Гаркавец. К этому выводу он пришел после прочтения нанесенной на чашу рунической надписи на древнетюркском языке. Текст оригинала «Qïz-er, ičiŋ, oqu-sünügü čezib, / köčü aŋsaġ» в переводе звучит так: «Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочевку». Казахи воодушевились… По словам Александра Гаркавца, новый взгляд на чашу, найденную в знаменитом кургане рядом с захороненным там человеком, основан на тщательном анализе письменных, графических и случайных штрихов. Последние нанесены в разное время и потому затерты не в одинаковой мере. Графические процарапаны острым предметом дважды. – Когда раскопки ранее разграбленного кургана были уже практически завершены и бульдозеристы, огорченные неудачей, уже собирались уходить, начальник отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов, больше известный в те годы как просто Бекен, попросил не торопиться и пройтись еще пару раз, - рассказывает ученый. - Случай или воля небес, но сбоку вскрылось второе захоронение. О находке тут же позвонили в Алма-Ату руководителю экспедиции Кемалю Акишеву, позже автору подробного описания этого бокового захоронения на могильнике из 80 опустошенных курганов. Вскоре весть о сенсационной находке стала достоянием всей страны. Габит Мусрепов, автор сценария историко-романтической драмы «Кыз-Жибек», после этого предложил использовать в фильме бутафорию с тюркской руникой. По описанию, которое содержится в книге специалиста-тюрколога, члена-корреспондента АН СССР Сергея Малова, на стелу нанесли небольшую надпись, украсили рунами посох старейшины одного из родов, и в них же пошло в первых кадрах название фильма. К этому приложили руку редакторы знаменитой киноленты – молодые литераторы Аскар Сулейменов и Олжас Сулейменов. По ходу дела Олжас попытался, воспользовавшись только что вышедшим «Древнетюркским словарем», сделать перевод надписи, которая сохранилась на серебряной чаше, оставленной слева от покойного. В конце октября 1970 года он опубликовал в «Комсомольской правде» и в местных газетах свою версию толкования надписи: «Сын хана в двадцать три (года) умер, имя и слава (народа) обратились в прах / иссякли». Сорок лет спустя теперь уже маститый археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов, основатель Иссыкского музея, перекопавший тысячи тонн земли своим совочком, вспоминая те события, подытожил: «Наконец-то мы поняли, что за человек был этот Алтын Адам. Он же воин! Иссыкский воин! Царевич! А его головной убор – не шапка саков-тиграхаудов с наскальной Бехистунской надписи Дария, а остроконечная корона. Царская. Значит, была уже государственность». Одним словом, казахи воодушевились, почувствовали себя народом с великой тысячелетней культурой. Но это будет потом, а тогда, в начале 1970-х, в адрес Олжаса Сулейменова, который первым высказал эту мысль, понеслись письма от разгневанных читателей. Поэт напомнил об этом в «Аз и Я»: «...Авторы восприняли наше сообщение, прочтение и выводы как результат незнания «очевидных», «твердо установленных» положений. Как-то: орхоно-енисейское письмо возникло не раньше V-VI веков нашей эры на основе одного из позднейших иранских вариантов арамейского письма. Эта дата подтверждается незыблемыми в тюркологии авторитетами; следовательно, Иссыкскую надпись никак не можно относить к тюркским рунам, скорее всего, чаша с надписью занесена из стран, применявших арамейское письмо, вероятно, из Ирана, и случайно попала среди утвари в курганное захоронение. Таким образом, содержание надписи не должно отражать ситуацию, то есть это не эпитафия. Следует ожидать, что надпись содержит ираноязычный или семитский текст». Так и случилось. Венгерский лингвист Янош Гарматта в 1999 году прочел ее по-ирански – на хотано-сакском диалекте: «Чаша должна содержать виноградное вино, добавлена приготовленная пища, (пусть да) приумножится для смертного. Затем туда добавлено приготовленное свежее масло». Востоковеды Селахи Дикер и Эдуард Хуршудян предложили свои версии прочтения также на иранском языке, а россиянин Сергей Рябчиков – славянский вариант, который звучал так: «Сказочная лошадь, в ярости, стремление. Огонь, небесная тропа; поворачиваться, это пожар/верх; небо». Линию тюркских чтений продолжил казахстанский ученый, крупный специалист в области руники Алтай Аманжолов. Вот его версия прочтения надписи на чаше, найденной возле Иссыкского воина (или девы): «Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища». Как вариант: «Старший брат (это) очаг для вас! Незнакомец, преклонись! Потомство [пусть имеет] еду!» (фрагменты из монографии «Руноподобная надпись из сакского захоронения близ Алма-Аты»). Такое прочтение несколько модифицировал узбекский тюрколог Насимхон Рахмонов: «Если пища и родина будут далеко, друг останется внизу или Уташта хан станет хозяином». Еще одна версия предложена на сайте Рустама Абдуманапова «Центрально-Азиатский исторический сервер». Прочитав справа налево, сверху вниз и даже вверх ногами, он перевел надпись так: «Сак, испей ты клятву во имя народа! Слово донесет голос и славу восхваления эрена на небеса». А ларчик просто открывался Существует и немало других толкований надписи на чаше, найденной в Иссыкском кургане, и все они оспариваются как неубедительные из-за бросающейся в глаза неестественности. – Мне чтение тоже не очень удавалось, пока не посчастливилось исследовать саму эту чашечку воочию, с лупой в руках, а затем – по снимкам высокого разрешения, выполненным фотографом Национального музея РК Канатом Мусиным, - продолжает Александр Гаркавец. - Скрупулезное исследование артефакта показало, что надпись наносилась не штихелем, а закругленным концом лезвия стального ножа. При этом она не процарапывалась, а продавливалась, причем правой рукой и от себя. То, что делалось это не в один прием и не вполне уверенно, видно по характеру бороздок: они извилисты и прерывисты, вытесняемый металл сдвинут преимущественно влево и вперёд. Острые углы и зигзаги букв, типичные для надписей в виде насечек и резьбы, превратились в плавные дуги поворотов ножа. Еще одна важная техническая деталь – неоднократные попытки нанести одни и те же элементы. Надпись производилась на месте захоронения, буквально на коленке. Поскольку чашечка малюсенькая, нож большой, а работа мелкая, то строку приходилось загибать - буквы прыгают, перекашиваются, промежутки становятся меньше, текст уплотняется. Из-за этого элементы символов зачастую дублируются. Да еще возникают странные завитушки, словно неопытный гравер делал это чуть ли не впервые в жизни. Многое из этого хорошо просматривается на прорисовке, сделанной Кемалем Акишевым в 1978 году. Она мною уточнена в отношении не показанных ранее штрихов внизу и слева (верхний из двух элементов слева Алтай Аманжолов принял за букву і) и первой буквы нижней строки, начертание которой, как я понимаю, содержит доработку и двойную правку. Правее нее на разном расстоянии друг от друга имеются еще несколько пробных вертикальных коротких штрихов. Здесь изображение намеренно увеличено. Реальный размер показан шкалой в сантиметрах. «Алтын-мадам»: Новый взгляд на знаменитое захоронение в Иссыкском кургане Геометрически правильный рисунок слева вверху имеет одно назначение. Это намеренно процарапанное для лучшего сцепления место крепления отпавшей ручки для ношения чаши на поясе, на что указывают следы окалины. Сама ручка могла быть сделана из другого металла в виде перстня с плоской прямоугольной печаткой. Царапины слева посередине и рисунок внизу образовались случайно в ходе пользования. Разной глубины тонкие черточки заметно залощены. Одни больше, другие меньше, - значит, они появились не одновременно. Рельеф надписи, напротив, однороден, он лишь немного потерт (вероятно, во время очистки). Отбросив технические помарки и учтя перемены в написании символов в эпоху орхоно-енисейских рунических памятников, удалось получить две довольно четкие строки, идущие против часовой стрелки. Первая – ближе к краю чаши, вторая – по центру. Строки я набрал внешне несколько отличающимися стандартными тюркскими руническими символами шрифта Öztürk, иногда зеркальными или перевернутыми, но авторские версии правой буквы нижней строки все-таки пришлось перерисовать. «Алтын-мадам»: Новый взгляд на знаменитое захоронение в Иссыкском кургане Определившись с направлением письма, я к своему собственному удивлению, как по учебнику, прочел древнетюркский текст, который как бы сам собою перевёлся на украинский и русский языки: Qïz-er, ičiŋ, oqu-sünügü čezib, köčü aŋsaġ То же самое казахской кириллицей: Қыз-ер, ічің, оқу-сүнүгү чезіб, көчү аңсағ Дівчино-герою, випий, коли ми, відторочивши стріли-списи, Поминати мемо кочівлю Дева-герой, выпей, когда мы, отторочив стрелы и копья, будем поминать кочёвку. Почему я перевел на украинский и русский? Потому что по-украински я думаю, а русский – это метаязык науки. А в переводе на казахский надпись звучит так: Қыз-ер, ішің, оқ-сүңгү шешіп, көшті аңсақ (еске түсірсек). По своему строю это ритуальное обращение представляет собой лаконичное стихотворение из трех ритмических групп двусложных стоп. Первый слог каждой стопы – короткий, второй – долгий, что-то вроде ямба античной силлабической метрики. В угоду ритму в слове sünük (копье, пика), выступающем в винительном падеже, редуцирована группа ünü: sünügü. Впечатляет изящество грамматики. В этой эмоционально прочувствованной и абсолютно выверенной по содержанию фразе, символизирующей высокую мудрость единства мира живых с миром усопших, каждая частица несет максимальную смысловую нагрузку. Обращение краткое, без междометий и притяжательных формантов. Призыв к общению через совместное испитие освященного напитка передан не грубо-императивно вроде іч - пей, а более интимно - ічің («выпей вот ты»). Так накоротке обращаются к кому-то одному в кругу присутствующих. Пауза. Далее – мир живых. Они отягощены бременем оружия, постоянных войн и мирской суеты. Снова винительный падеж оформлен аффиксом, что придает оттенок определенности. Оқу-сүнүгү - «вот эти стрелы и копья, о которых ты знаешь». Не абстрактное оқ-сүнүк – «всякие стрелы и копья», а конкретные тяготы собравшегося народа, который, освободившись от повседневных уз тривиальной жизни, может посвятить какое-то время общению с дорогим человеком, безвременно покинувшим этот мир. И далее – ключевое слово көч - «кочевка», переход в другую область, а, может, и в другой мир. Тоже в оформленном аффиксом винительном падеже. То есть не кочевка вообще, а та конкретная перекочевка, когда любимый человек покинул мир живых и перекочевал со своим скарбом в инобытие. Завершается поминальный стих утраченным многими современными тюркскими языками глаголом аң - вспоминать, напоминать, поминать - в условной форме первого лица множественного числа, объединяющей мир живых в едином порыве вселенской скорби по усопшим. Признаюсь, поначалу на языке вертелся османский вариант с арабским союзом не из тенгрианской, а из совсем другой – исламской - эпохи: ڤز ار اﭽﯿﯔ اوق و سونگو چزب كوچو آﯕساغ В турецкой транскрипции: Ḳız-er, içiñ, oḳ u süngü çezib, köçü añsaġ. На современном турецком: Kız-er, için, ok ve süngü çözüb, göçü ansak. С этой надписью перекликается поминальное выражение, услышанное мною от тюркоязычных греков-урумов Северного Приазовья на кыпчакском и на огузском наречиях: «Iчкенiм сінсін – бойуна сінсін / Ічтігім сінсін – җанына дэгсін» - «Пусть впитается моё питьё – пусть (моё слово) достигнет его души». Это древнее тюркское изречение, пережившее тысячелетия, отражает изменение взгляда на загробный мир. Покойному уже не ставят в могилу продукты, посуду и вещи, которыми он пользовался. Плоть обратилась в прах. Поминающие обращаются к его бессмертной бесплотной душе, отделившейся от тела. В более древнем кыпчакском варианте ещё неразделимо: бой - тело; рост; сущность, душа, в огузском: җан - дух, душа - по-персидски. Язык межнационального общения – Я счастлив, что надпись наконец-то прочтена так легко и естественно, - подводит итог Александр Гаркавец. – И лишь одна мысль не дает покоя. Какая вдохновенная сила направляла руку автора надписи, чтобы на поставленной слева от усопшего чаше он выбрал именно ту часть, которая более чем за две тысячи лет не подверглась коррозии?! Ведь вся остальная поверхность малюсенькой серебряной чаши вокруг надписи изъедена до дыр, а изумительный по своей духовности и поэтической красоте стих совершенно не затронут, словно написан недавно. Невольно вспоминается, что и знаменитый кыпчакский письменный памятник «Кодекс Куманикус» (невзрачный, написанный на бумаге не лучшего качества) чуть ли не один-единственный уцелел среди кучи отсыревших, истлевших и превратившихся в кирпичи пергаментных фолиантов Петрарки в заброшенной на столетия кладовке. Поразительно! Так, в 90-91 псалмах Давида в кыпчакском переводе 1575 и 1580 годов говорится: «Kim dä tïnïptïr bolušluχundan / 1Kim ki dä turuptur bolušluχuna Biyiktäginiŋ, kölegäsi tibinä Teŋriniŋ köktä tïngay... 7Tüšsün / Tüškäylär yanïŋdan seniŋ miŋlär da tümänlär oŋuŋdan / saγïŋdan seniŋ, ki saŋa nemä / χaysï ki saŋa heč nemä yovuχlanmagaylar» - «Живущий с помощью / при поддержке Всевышнего под сенью Бога-Тенгри покоится... Пусть падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся». Поразительно и другое. Выходит, и до нашей эры в Великой Степи (захоронение археологи относят к концу V – началу VI века до нашей эры), в том числе среди ираноязычных саков, тюркский язык был языком межнационального общения, а для большинства ее обитателей – родным, как и во времена появления «Слова о полку Игореве», великих путешественников Плано Карпини, Гильома Рубрука и Марко Поло! И еще один вопрос, который волновал многих с самого момента обнаружения находки («алтын адама»): почему центральное, собственно царское, дважды ограбленное захоронение не было инвентаризовано и не описано археологами? Между тем, при похороненном в боковом склепе человеке не было лука со стрелами, типичного для мужчины-воина, но были туалетная сумочка с зеркальцем и кусочком алой краски, бирюзовые бусы и обернутые золотой фольгой бляшки. Поэтому исподволь и появлялись время от времени не высказываемые вслух предположения о том, что это член семьи царя, но не «алтын адам», а «алтын мадам». Расшифровка надписи подтверждает второй вывод. Кстати, кое-что подобное обнаружено в могильнике Акбейит неподалеку от Каркаралинска, где погребена 10-11-летняя сакская принцесса. При ней были золотые серьги с бирюзой и литое золотое ожерелье гривна (древнерусское название ожерелья, которое носили царские особы), а в ее косметичке, обтянутой кожей, лежало похожее бронзовое зеркальце. Вспоминается и головной убор 40-45-летней сакской царицы из Урджарского района Восточно-Казахстанской области – он тоже представляет собой саукеле. Но оружия ни при той, ни при другой не обнаружено. Если анализ ДНК (Иссыкский музей несколько лет назад передал в Данию для этих целей правую ключицу и фрагмент правой лопатки, но поскольку сохранность плохая, то сделать анализ не так-то просто) покажет, что иссыкский скелет принадлежит все-таки юноше, а не девушке-батыру, то выходит, что надпись изначально была адресована некой тюркоязычной «Томирис», и что ритуальная чаша из ее могилы попала в боковое захоронение уже как бы не по изначальному адресу. Тем более что и золотые перстни, приплюснутые, дабы не сползали с тонких пальцев нашего загадочного усопшего, скорее всего, тоже были трофейными – с чужой, более крупной руки. Другой маленький штрих касается выражения «царская шапка», упомянутого Бекмуханбетом Нурмуханбетовым. Это, без сомнения, ссылка на персидское шаһ-і куле ‘шапка шаха’ и одновременно – на саукеле, общенациональный праздничный головной убор казахских невест. Эта высоченная конусообразная шапка в идеале столь же богато украшена и тоже красного, царского цвета. Подобный убор носят и кыргызки, называя его еще более созвучным словом – шөкүлө. Перенят он отчасти у каракалпаков, алтайцев и ближайших родственных и соседних народов. То есть именно там, где обитали загадочные саки-тиграхауды. https://camonitor.kz/31376-altyn-madam-novyy-vzglyad-na-znamenitoe-zahoronenie-v-issykskom-kurgane.html
  1. Загрузить больше активности