kuban

Пользователи
  • Content count

    37
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

0 Обычный

About kuban

  • Rank
    Активный участник

Контакты

  • ICQ
    0

Recent Profile Visitors

837 profile views
  1. Уважаемый Куанышпай, спасибо за предоставленную информацию. Я буду спрашивать у знающих людей. Интересно что Ваш родоначальник Арзыкул и мой прапрадед Арзыкул жили в одно и то же время это примерно первая половина 18-века, и оба относятся к Сару... Получается что Вы потомок Арзыкула в 12 поколении, а я соответственно в 13 поколении. Возможно это имя было популярным в то время, а возможно речь идет об одной и той же личности...
  2. Я согласен с Вами, генеалогия Турсун-хана остается пока что большой загадкой, хотя существуют несколько версий которые я уже рассматривал сдесь. У нумизматов до сих пор сохранились монеты чеканенные при его царствовании в Ташкенте 1614-года, я однажды хотел купить в интернете но меня уже опередил кто то. В одной стороне монеты на арабском было написано "Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его" а на другой стороне "Турсун Мухаммед баатыр хан". Судя по всему он был человек набожный, и по мусульманским обычаям нарек себя мусульманским именем Мухаммед, а вот "баатыр" говорит о его признании ханом в те времена не по наследству, а по его баатырским достижениям. Хотя, в те времена никто не мог называться ханом если он не являлся потомком Чингисхана, в подтверждению этому я привел его генеалогию по которому он является потомком Шейбана, пятого сына Жочи, брата хана Батыя. Наверняка где то в редких фондах есть книги написанные его придворными писателями во время его царствования в Ташкенте в 1614-1628 годах. Наверняка там можно будет найти истину. Пока что есть только предположения...
  3. Здравствуйте, уважаемый Кыргыз не могли бы Вы привести свою генеалогию, в каком поколении Вы потомок Арзыкула. У меня ведь тоже есть предок Арзыкул.
  4. Здравствуй Olzhas, название твоего рода говорит сам за себя. Ты потомок кыргыза из племени саруу. Я как то слышал насчет Белек-батыра. Постараюсь спросить про казахских Сару у нашего санжырачы Сыргака Сооронкулова, может он знает. Если есть родословная напиши, нам тоже очень интересно при каких обстоятельствах Вы оказались в Казахстане. Вообще предводитель рода Саруу Конок баатыр был одним из военачальников Шигай хана, и племя саруу имел тесные связи с Казахами, так что надо искать узловые точки.
  5. Выдающийся кыргызский историк начала 20-века Белек Солтоноев, в свое время сделал предположение о том что Тагай возможно и есть упомянутый Дулати Мухамед кыргыз. В то же время есть определенные противоречия. Тагай является по преданиям отцом правого крыла кыргызов, если это так то не мог же он сам с несколькими сородичами представлять влиятельную силу в могулистане, и кого в то время называли "львами могулистана"? Куда исчезла его могущественная армия. Во вторых, в той же исторической хронике Дулати упоминает о Тагай как о другом человеке являвшимся послом Мухамед кыргыза в Кашгаре, если память мне не изменяет. Поэтому мне кажеться данные исследования могут дать подтверждение настоящих потомков Тагай бия, и то в какое время он жил.
  6. Мне только не понятно, как они делают такие выводы если их исследования базируются на 12 маркерных данных. Я недавно встречал профессора Алдашева на круглом столе, и он об этом в общих чертах и говорил.
  7. Здравствуйте Марат, Очень рад тому что на данном форуме появился человек из моего племени Алакчин. Я уже более 5 лет активно интересуюсь историей нашего племени. Из нашего племени Алакчин вышло очень много батыров и исторических личностей. Мне пока неизвестно в каком поколении Вы потомок Бердике баатыра, но меня всегда наполняет гордостью при упоминании Бердике баатыра, по моему мнению если бы меня спросили кого я считаю национальным героем кыргызов я бы без колебаний ответил что это Бердике баатыр. Он сыграл большую роль в отстоянии кыргызов и кыргызской земли от джунгарского набега. По словам известного санжырачы Сыргака Сооронкулова, наше племя начали называть Алакчыном только во время Бердике баатыра, это он первым себя назвал Алакчыном, до этого слово Алакчын скрывалось, мальчика привезенного в том 1628 году Мураталы бий саруу не называл Алакчыном а просто Олжочук (в переводе трофейный), (его настоящее нареченное имя по словам Сыргака Сооронкулова при рождении было Адил султан) и Мураталы бий несмотря на свой высокий статус, снял рубаху и повесив ее к шее, просил у народа чтобы никто впредь не говорил что он усыновленный сын, впредь он сын Мураталы бия, и запретил кому либо говорить о его происхождении. Прошло много времени и через семь поколений от Алакчына родиться Бердике баатыр. Генеалогия будет выглядеть следующим образом: Алакчын (Олжочук), у него родиться единственный сын Ийрижолон. Есть рассказ о том почему он был назван Ийрижолоном (ийри кривой), его звали просто Жолон. В юности он пас табун лошадей сыновей Тубая (Мураталы бий сын Тубая), однажды джигиты соседних казахских племен хотели угнать табун, ему пришлось одному противостоять против пятерых, в результате драки у него был сломана кость в области таза но он сумел удержать табун и вернуться в родное селение, когда его позно вечером раненного обнаружили верхом на лошади сородичи увидели что он держался на коне благодаря тому что сам себя натянул вместе с седлом. После этого он начал ходить искривляясь и его прозвали Ийрижолоном. У Ийрижолона будет тоже единственный сын Кычымерген, у Кычымергена будет два сына Солтонмурек и Жумабай. От Жумабая родиться сын Сатыкей, мать его была казашкой, он в будущем станет прославленным батыром. В данное время в Талаской области вблизи Маймака проживают его потомки. Недавно под руководством известного хирурга-ортопеда, профессора Сабыра Жумабекова был установлен монумент Сатыкей батыра возле Кара-Кульского водохранилища что по дороге Бишкек-Ош. Сабыр Жумабеков является его прямым потомком. Кстати в свое время в середине 19-века, потомков Сатыкей батыра из Кетмен-Тебе в Талас переселил, тогдашний правитель Таласа Ажыбек датка, поскольку Ажыбек датка тоже был из племени Алакчын. У Солтонмурека будет один сын Арзыгул, у Арзыгула будет шестеро сыновей Бабыр, Туйте, Калча, Касмат, Тагайкул и Акбай бий. Все потомки Бабыр, Туйте, Калча и Акбай бия проживают в Манаском районе. Яркие представители родов Акбай и Бабыр это наши акыны импровизаторы Эстебес Турсуналиев и Замирбек Усенбаев, а среди младшего поколения известный как кыргызской так и казахской аудитории акын Аалы Туткучев. Потомки Касмат по преданиям переселились в Олия-Ата, скорее всего это Жамбыльская область, после смерти Касмата связь с родственниками прекратилась, и скорее всего они шяс проживают где то в Казахстане. Мы с вами Марат потомки Тагайкула, у него было три сына Боруке, Сырдыбай и Эрегул. Потомки Эрегула проживают в основном в селе Кенарал. У Боруке было семеро сыновей: Кубатбек, Алчикен, Шаабото, Конокбай, Жанбала, Чокон и Чиркей. Потомки Кубатбека проживают в основном в Бакай-Атинском районе в селе Кенарал. Упомянутый Ажыбек датка сын Алчикена, его потомки проживают в Манаском районе Таласа на границе с Таразом в селе Манас совхоз. Там есть руины мечети и коргона Ажыбек датки. Потомки Конокбай, Жанбала, Чокон и Чиркей проживают в Таласком районе в основном в селах Таш -Арык и Орто-Арык у входа к урочищу Кен-Кол вокруг кумбеза Манаса. Я являюсь потомком Шаабото, имена его детей следующие Барак, Садыр, Омоке,Жанызак,Шангытай, Сатылган, Кишке, Солтоной, Бекназар, Алаке, Майназар, Бекмурат. Большинство потомков проживают в районном центре Таласа в селе Кок-Ой. Шангытай является моим дедом в 8 поколении, у него был сын Ажибек, он приходился дядей великому манасчи Балыкооз Бекмурату, он вырос у него с детства и стал сказителем Манаса, позднее стал сказителем в орде старшего Ажибек датки пока его не забрал Байтк батыр, Чтобы не путать моего прямого прадеда Ажибек с Ажибек даткой, моего прадеда величали Шангытай-Ажибеком, у Ажибека было пятеро сыновей, от старшего сына Биймырза родился Муса, у него Чоро, у Чоро Момункул, у Момункула Кудайберген мой дедушка,и мой папа Аманбек. У Сырдыбай единственный сын Бердике батыр. Согласно санжыра во время боя он садился на коня без седла, и искусно владел всеми видами оружия, с юности военное дело и искусство брал у Эр-Солтоноя. Как я уже отметил, по словам санжырачы Сыргака Сооронкулова наше племя начали называть Алакчын именно во время Бердике батыра, до этого просто именовали Олжочуктун уругу. В одном из больших тоев устроенной в казахской степи на состязание по энишу, это в буквальном смысле борьба на коне, где основная задача свалить соперника с коня, со стороны кыргызов вышел молодой 22 летний Бердике батыр тренировавшийся у Эр-Солтоноя, соперником ему вышел непобедимый и плотного телосложения казахский батыр из Младшего жуза. Бердике пришлось долго бороться с ним, и поступила команда от Эр-Солтоноя – ат котор (поменяй коня) –, он вспрыгнул на шею коня соперника и свалил коня и вместе с конем упал и соперник. Начался спор между казахскими и киргизскими джигитами, кому же достанется приз, ведь по правилам игры проигрывает тот у которого первым отлучаются ноги с седла, но сдесь Бердике сам спрыгнул с коня на конь соперника. В итоге спор решили тем что главный приз табун лошадей разделили по полам. Казахи стали расспрашивать от куда будет родом Бердике, в те времена знание своего санжыра было как предъявление своего паспорта, и он рассказал историю своего происхождения и наверняка события 1628 года, а это всего то события по тем временам 120 летней давности. Знающие аксакалы младшего жуза сказали ему что предки его были из древнего рода Алакчын по казахски Алшын, знай и передай это своим сородичам. С тех пор наше племя называли не Олжочук уругу а Алакчынами. Бердике возглавлял освободительные войны с Джунгарами (калмаками) вместе с кыргызскими биями из племени кушчу Эр-Солтоной, из племени жетиген Итим батыр, из племени солто Жайыл и Кошой батыр, из племени саяк эр Садыр, Атаке батыр из племени Сарбагыш. Они освободили Чуй-Талас, и в конечном итоге Исык Куль, в сегодняшние дни на Иссык Куле проживают калмаки в одном из сел, согласно санжыра Бердике батыр пощядил несколько семей, и оставил в живых и разрешил им жить там, чтобы они были живой историей для потомков, в настоящее время их потомки проживают на Исык Куле в основном в селе Челпек, они окыргызились и стали называться племенем калмак среди кыргызского народа. Три года после освобождения он проживал на Исык Куле, и по преданиям у него есть Исык - Кульские потомки там в селе Сару, мне еще не приходилось их встречать. Согласно санжыра у него было пятеро сыновей, поэтому его род называют Бардикенин «беш берен» Жарыке, Жабагы, Жаныбек, Тойчубек, Сатыбек. Как мне известно их потомки проживают в Таласком и Бакай – Атинском районе. На дочке Жаныбека жениться в свое время Карабек из племени Сарбагыш, из этого брака родиться известный хан Жантай, отец Шабдан батыра, потом и Шабдан женится на красавице Шааке дочке Качыке из рода "берен". Думаю Марат Вам больше извезстно где проживает Ваш род, в древности они проживали в урочищах Беш-Таш, Калба, и Козучак что относиться к Тескей Ала-Тоо. А вот мои предки напротив в урочище Кенкол Кунгой Ала-Тоо, а между двумя Ала-Тоо город Талас, поэтому говорили мандай тескей жашаган Боруке - Сырдыбай журту деп. Одним из авторитетных потомков Бердике батыра является Жанкороз ажы Бердикожо уулу, известна дата его рождения 1830 год, умер в 1910 году, про него очень много расказо тоже есть, говорят есть записи, но еще не нашел. Он был одним из просвяшенных людей своего времени, внес особый вклад в решении межплеменных конфликтов в особенности между Сарбагыш, Бугу и Солто. Он искусно решал также конфликты между пришлыми рускими и местным населением. Генерал губернатор Туркестана Кауфман в конце 19 - века проводил народные култаи-собрания в Бишкеке и в Токмаке под руководством Жанкороза. Он был в хороших отношениях с начальником Уезда Олия-Ата В.А. Каллаура, что позволило организовать царскую экспедицию в Талас и сохранить исторические и археологические памятники и древнетюркскую (руническую) надпись. Также он запретил в свое время ставить в качестве трофея на состязаниях и играх во время праздников и тоев рабов, дарить рабов и рабство вообще, поскольку был глубоко верующим мусульманином и посетил Мекку в 1870 году.
  8. Салам, Батыр и Марат, Только что прочитал пост Марата, моего родственника, рад что кто то еще из моего племени интересуется своим происхождением. Как я полагаю 12 маркерный анализ недостаточен для выявления точного родства в каком поколении. Надо делать 67 маркерный. Я знаю что если делать заказ по проекту Elim.kz будет дешевле, скажите пожалуйста сколько будет стоить 67 маркерный анализ? Марат Вы можете связаться со мной по емейлу kubanchoroev@gmail.com В истории Кыргызстана не было равных Бердике баатыру, он был современником Аблай хана. Есть в Кыргызстане очень известный санжырачы, сказитель санжыра Сыргак Сооронкулов, он очень хорошо знает историю нашего племени Алакчын, и в особенности что касается Бердике баатыра. Его можно слушать целыми днями, уникальный человек, ходячая энциклопедия. Вот что он расказал журналисту: С.Сооронкулов: Когда доили березу... Как казахи и киргизы вместе противостояли джунгарам (история) 11:46 26.10.2007 Недобрый знак Незнание своих корней и духовных заветов предков нередко приводит к серьезным ошибкам и непоправимым курьезам. Такая участь постигла и всем известный монумент "Эркиндик" на площади "Ала-Тоо", в виде женщины, держащей в одной руке тундук. Беседуя с известным знатоком санжыра Сыргакбеком СООРОНКУЛОВЫМ о прошлом и настоящем, мы коснулись темы "Послание к потомкам". Что из этого вышло - судить вам… Начиная с середины XVI века, северные племена кыргызов были вымотаны набегами калмыцких племен. Ослабевшие, они решаются укрыться на юге, и вскоре откочевывают в сторону Ферганы. Одновременно они ведут переговоры с родственными казахскими племенами, также страдающими от набегов все тех же калмыцких племен. В итоге они решаются на объединительный союз, однако и это не дает должного эффекта. Ибо уже тогда сказывались стремления Российской империи овладеть землями турко-монгольских народов, и Россия всячески поддерживала огонь междоусобиц и кровопролитных войн на данных территориях. Особо доверительные отношения в ту пору сложились между калмыцким ханом Аюке и Петром I. Россия предоставила им тяжелое вооружение – пушки, а заодно и российских офицеров, которые обучали калмыцких ордынцев современной и передовой на то время военной тактике и обращению с оружием. В одном из боев попал в плен к кыргызам полковник российской императорской армии Трубников, который и рассказал о союзе России с калмыцкой ордой. Итогом тех войн и поражений кыргызов и казахов можно считать фразу: "Казак кайын сааганда, кыргыз Кулябка кеткенде", что можно перевести как "когда казахи доили березу, кыргызы ушли в сторону Куляба (современный Таджикистан)". ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ Шел 1105 год Хиджры, когда младшая жена военачальника Цеван Раптанга, дочь хана Аюке, красавица Сетержип, отравила своего мужа. И на трон воссел ее сын Калдан Шейрен (Галдан Церен). С его приходом к власти война с кыргызскими и казахскими племенами только ожесточилась. Калмаки, ойроты, хошауты, тыргоуты и дурбуты объединились в единый союз и вышли против кыргызско-казахского военного союза. Казахские правители Толе-би, Айтеке и Казыбек, а с кыргызской стороны Болот-бий, Эр-Солтоной, Бердике-батыр и Жайыл-батыр решаются остановить кровопролитную войну. >По завету предков, они предлагают врагу устроить соревнования для батыров (эр сайыш), где с каждой стороны должны были выступить по 40 джигитов, по правилам жекеме–жеке (один на один). Проигравшая сторона должна была склонить голову в знак капитуляции и сдаться на милость врага. На предложение кыргызов и казахов их противники согласились охотно, поскольку чувствовали свое превосходство и в пушках, и в другом огнестрельном вооружении. СВЯЩЕННОЕ БРАТСТВО Предчувствуя трагические дни своего народа, казахи и кыргызы начинают готовиться к сражению. Перед Всевидящим небом батыры дают друг-другу клятву: "Олсок бир чункурда, тири болсок бир дободо бололу. Калмак менен олбогон жерде калышалы!", что означало "Если умрем, то будем в одной яме, если живы, то на одном престоле. Да не погибнем мы от рук врагов!". В знак единства и общей судьбы в огромном казане с 40 держаками-ручками, мастерски изготовленным вместе с треногами, кыргызкий хан Байдыбек-батыр готовит священную еду. Огромный казан заполнят 21 раз и из него отведают все 17 тысяч джигитов, собравшихся на смертный бой. После чего они прилюдно повторят свою клятву-ант... В те времена казахов и кыргызов калмыки называли бурутами. И когда настал день соревнований (эр-сайыш), во главе бурутов стояли Бугенбай-батыр, Эр-Солтоной, Болоткан-батыр, Бердике-берен, Атаке-бий и Жайыл-батыр. Калмыцкий союз возглавили Контайши-батыр, Каскелен, Боролдой и Шамалкан. Все участники состязаний собрались на поле брани "Эроол", что на горе "Далатоо". МАЙДАН Однако удача отвернется от казахских и кыргызских джигитов. Все первые 13 поединков закончатся победой врага. И тогда калмыцкий хан Калдан Шейрен (Галдан Церен), воодушевленный такой удачей, пронесся на своем черном буйном аргымаке (скакуне) перед кыргызскими рядами, и круто его осадив в центре, прокричал в лицо кыргызам: "Эй, буруттар! Алсыздар! Чыгаргыла жаны жокторунарды! Тугонсонор жугунгуло, баш ийип... акыркы эркегинерге чейин кырып, тупкуруно жетип, тундугунорду катындарынарга котортом!", что в переводе означает: "Эй вы, буруты, нет в вас духа! Пусть выйдут к нам ваши трусы! А если даже их не осталось, тогда поклонитесь нам! Я истреблю вас до последнего семени, не оставлю ни одного мужчины, а тундук ваш заставлю поднимать женщин!". Тогда, не выдержав оскорблений позора, свой клич бросил Эр-Солтоной: "Жарачу Берен! Жарап бер, кезегин келди!", что в переводе означает "Бердике-берен, сгодись на славу, настал твой час!". И вперед вышел Бердике-батыр. Поклонившись войску и воздев руки к небу, он понесся навстречу врагу и одним ударом снес ему голову. Вздох облегчения пронесся между рядами бурутов, и они воспряли… Все остальные 27 поединков закончились так же. А самого могучего из калмыцких батыров Аныракая секирой убил Жолон сын Толо. Тогда же прославился и молодой, еще никому не известный казахский батыр Абылмансур, который с криком "Абыла!" убил брата Калдан Шейрена (Галдан Церена) Шарышты-батыра. А много позже он стал великим казахским Абылай-ханом. Но, несмотря на договор, калмыцкий союз решается взять реванш и вместо преклонения головы и окончания войны их войска врезаются в колонны бурутов. Сеча продолжается почти три дня. В итоге, потеряв 10 тысяч воинов, калмыцкий хан Калдан Шейрен (Галдан Церен) положил начало падению своей орды. ГНЕВ СКВОЗЬ ВРЕМЯ По словам нашего рассказчика, на главной площади Кыргызстана "Ала-Тоо" установлен монумент неизвестной женщины, которая держит в своих руках тундук. Для незнающих это, возможно, интересная скульптура, но у знающих аксакалов она вызывает лишь гнев. Женщина, поднимающая тундук - это знак недоброго, или точнее, исполнение желаний Калдан Шейрена (Галдан Церена). Раньше я не говорил об этом никому, но, рассматривая наше время через призму истории, я вижу в этом ложном символе трагическое предзнаменование. Необходимо его срочно уничтожить, иначе сбудутся пожелания наших врагов, горестно заключил Сыргакбек Сооронкулов… Записала Чынара Жумакадыр
  9. Дело в том что в племени Саруу много малых племен которые были в общем отнесены в процессе этногенеза к Саруу. Саруу это древнекыргызское племя упомянутое еще в эпосе Манас. Современные Саруу проживающие в Кыргызстане берут начало от Конек баатыра. Начнем с того что кыргызские племена делятся на правых - потомки Ак огула и левых - потомки Куу огула. Куу огул имел сына Кобеш его сын Жайыл, у него было двое сыновей Каратал и Каранай. От Каратала произошло племя Кушчу. Каранай имел двух сыновей Саруу и Кытай. От Саруу произошло племя саруу, а от Кытай произошло племя Кытай к которому принадлежит Чингиз Айтматов мир ему. Саруу имел сына Жамаке, у Жамаке сын Конек баатыр. У Конек баатыра было семеро сыновей. От первой жены Кыркуул, Тубай, Тонтерт, Тогунай. Вторая жена была дочерью Казахского хана Шыгай, от второй жены родился Эшим баатыр (Есим хан). Третья жена была попавшая в плен дочь джунгарского хана, от нее родится сын Кошкулак от него пошло племя куркурео. Как известно из преданий Тубай и Тонтерт учавствовали в событиях 1628 года во взятии Ташкента и убийстве Турсунхана вместе с Есим ханом. Во время этого набега на катаганов в плен попала одна красивая девица которая была беременна, ее взял в жены Тонтерт, родившегося ребенка назвали Жанчакты и от него произошло племя Колпоч. Так как Тонтерт был саруу, то следовательно колпоч относится к саруу по традиции. Также и Алакчын который был усыновлен Мураталы бием (сын Тубая). То есть Алакчын и Колпоч племена относящиеся к Саруу но по генетике имеют другое происхождение. Нужно отметить что в те времена не существовало национальности как таковой, народы проживающие на общирной территории центральной азии делились исключительно по родоплеменным признакам, по отношению к ханствам.
  10. В Кыргызстане в небольшом селении в Нарынской области вблизи села Мин Булак проживает целое село племя Урынкай, многие престарелые бабушки в этом селе являются казашками, они по их словам пришли во время 30-х годов когда был голод в Казахстане. То что некоторые казахские племена пришли именно в селение Урынкаев говорит о том что в то время была определенная информация про урынкаев кыргызов среди казахов и они имели родственные связи с казахами, возможно с племенем упомянутым урынкай кыргызами.
  11. Насколько они генетически близки и по мужской или женской линии? Мне однажды приходило от них сообщение, они спрашивали собираюсь ли я расширить ДНК тест до 67 маркеров.
  12. Нашел интересную статью в газете Жаны Ордо про племя колпоч, который входит тоже в состав племени Саруу у кыргызов. Кстати мой дедушка по линии мамы, то есть тайата из этого племени и он уже прошел ДНК тест. Казак президенти Нураке кыргыздын Колпоч элинин жээниби? Жер тамырынан эл тамыры көп деп тээ алмустактан бери кыргызда айтылып келгени чын го сыягы. Мындан 4-5 жыл илгери "Кыргыз Туусунда" Талас боюнча кабарчы болуп "Колпоч эли барсыңбы?" деп, андан кийин "Замана" студиясынан да 3-4 курдай жарыя айткан элек. Ошонун кээриби, же эми бышып жетилгенби ким билсин? Жакында Таластагы колпочторго Казак элинен "Биз казак колпочпус, жерибиз Талас, элибиз Колпоч" деп келип кетишиптир. Антип келишкен туугандарды кабыл албай коймок беле. Ошол эле айтылуу Атайдын инилери Ызакжан Дилдемуратов карыя ошол тегеректеги колпочтун тың чыкмаларын чогултуп, Ийманбек Кожокеев өңдүү тың жигиттер казактан келген туугандарга арнап кызыр эмди тай союп, казакта жүргөн колпочтуктарды коноктоп сыйлап алышыптыр. Эл ичинен чыгып туугандарын издегендер ал тургай тарыхка кайрылышып Казак элинин президенти Нурсултан Назарбаев дагы ошол Колпочко жээн имиш. Эми аны алар дагы такташып жатышат. Тактык үчүн айтып коюшум керек мен өзүм да ошол колпочтун кулунумун. Өз убагында Колпоч баатырга эстелик коюп эскерип, куран окутуп коелу деген ниет менен тарыхчы журналист катары издөө салганым бар эле. Кыргыздардын салт-санаа тарыхын, санжыра тарыхын окумуштуу, азыр маркум болуп кеткен профессор Аттокуровдой, эч ким билбесе керек. Ошол билет деп атайын таластан ат арытып, жол басып Бишкекке келип, агайымдын жашаган жерин араң таап жолуккам. Шаардагы "1000 түркүн" дүр дүйнө дүкөнүнүн үстүндө турат экен. Мен агайдан буларды билдим. Тээ илгери кадимки казактын ханы Абылай жер талашып, ич күйдүлүгүн Солто элинен чыгарып, тээ башы кеминден этеги Жайылга чейин элди басып, малын союп, кыз-келинин кордоп жулмалап жатып алат. Колу көп. Ошондогу Солтонун бийи Атаке баатырдын амалы алты кетип тиягы сарбагыш, биягы кушчу, саруу атка минерлеринен кол топтойт. Ошондо таластан колпоч уруусунан жардамга деп 300дөй курал жаракчан баатырлар жардамга келген экен. Аттокуров агайдын архивиндеги "Кыргыздар" деген китебинде мындай деп жазылган: "Ошол XVIII кылымдын аягы ченинде 70-жылдары болсо керек эле Таластагы "Көлпөч" уруусунан жигиттер келип. казактардын көп колуна туш болуп. көбү мерт болуп көбү колго түшкөн деген. Ал жердеги ошол жазылган "Көлпөч" деген азыркы "Колпоч" уруусу. Сабыр Аттокуровдон тактаганым ушул болду. Башка менде маалымат жок деди. Ооба тарых тактагандай ошол Солто эли менен Казакстандын чабышында Абылай хан Атаке баатырдын элин чапкан. Анда Абылай хан: Сен камчыңды мойнуңа салып кол куушуруп жыгыл. Антпесең азыр элиң менин энчимде, эмне кылсам ошону жасайм. Сенден эч нерсе сурабайм. Себеби. күч менде. Же мен айткан кунубузду төлө деп не бир баалуу алтын зергер, баалуу тери суусар, күлүк аргымак андан тышкары кул деп кыргыздын кыздарын, жигиттерин кошуп айдап кетет. Менимче ошондо колго түшкөн колпочторду да Абылай ханга кошуп ийсе керек. Болжолу ушундай го. Келген Казак Колпочтор өзүлөрүнө конокко чакырган экен. Айтымында бара тургандардын арасында мен да бар экем. Буюрса ошондой болуусу да мүмкүн. Айтор, айткандарыбыз чын болуп, казак кыргыз элинин достук биримдигине Колпоч уруусу көпүрө болуп, Нуракебиз колпочтун жээни болуп калышы ыктымал. Жакшы тилек менен күтө туралы. Нурслан Акматов Последнее обновление ( Friday, 29 February 2008 ) http://ordo.in.kg/index.php?option=com_con...45&Itemid=6
  13. Интересные факты однако Вы привели. Кусшы-кыргыз, это есть племя Кушчи относится к левому крылу кыргызов проживают в основном в Таласе, Сару-кыргыз, это есть племя Саруу тоже относится к левому крылу, тоже проживает преимущественно в Таласе. Так как Талас граничит с границей Джамбульской области Казахстана, возможно очень много кыргызов именно с Таласа. Могу привести один пример с моего племени Алакчын. У Алакчына был единственный сын Эржолон, у него сын Кычымерген, у него два сына Солтонмурек и Жумабай, у Солтонмурека сын Арзыкул, у него был сын по имени Казымат, у него было два сына которые проживали в Олуя-Ате, так и остались там. Может быть кто нибудь знает о них? Они мои прямые родственники.
  14. Да согласно Маджму ат-таварих 13 поколений, 20 поколений согласно трудам современного генеолога С.Аттокурова, который сделал таблицу основываясь на сведения не только Сайффаддина, но и других генеалогических преданий кыргызов. Хотя в некоторых источниках говорится что сыновья Аналхака Лузурбург(левое крыло) и Лурхан (правое крыло) участвовали в известных исторических событиях начала 12 века в средней азии, говорится что они выступали на стороне некого арабского халифа. Тогда упомянутый в Маджму ат-таварих сведения более точны, тогда Аналхак жил в конце 11- в начале 12 века.
  15. Упомянутый в "Маджму ат-таварих" Долон бий это и есть предок правого крыла кыргызов, дед Ак уула. Временем жизни Долон бия называется в разных источниках по разному, но по некоторым сведениям он был современником Чингизхана, но это очень сомнительно. Поскольку если исходить из того что Чаа было 30 лет в 1628 году, от Чаа до Долон бия 7 поколений (Чаа - Солто - Эштек - Богорстон - Тагай - Акуул - Бос уул - Долон бий), если в среднем поколение 25 лет, следовательно надо отнять 175 лет и мы получим что время рождения Долон бия примерно 1453 год то есть начало 15-го века, а время рождения Тагая примерно 1528-год. А вот от Долон бия до легендарного предка всех кыргызов Аналхака 20 поколений или 625 лет, говоря по иному Аналхак жил в начале 9-века. ДНК генеалогия возможно подтвердит данные генеалогические предания. То есть согласно генеалогическому преданию. Общий предок правого крыла кыргызов так и левого крыла возможно жил примерно 550-600 лет назад, и оба крыла соединятся могут общим предком жившим 1200 лет назад.