Make.KZ

История образования казахских племен и жузов

27 posts in this topic

РОДО-ПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ КАЗАХОВ:

ҚАЗАҚ

ҰЛЫ ЖҮЗ-ҮЙСІН

 

ҮЙСІН-\Казахский уйсын является союзом племен.В состав уйсынов входят:сарыуйсын,албан,суан,дулат, к которым присоединились шапырашты,ысты,ошакты.

1.САРЫҮЙСІН-возможно настоящие уйсыны

2.АЛБАН-

3.СУАН-

4.ДУЛАТ-Ныне крупнейшее племя Старшего Жуза.По казахскому шежыре Албан,Суан и Дулат считаются братьями.(Под этим надо понимать их соседство.) Дулаты разделяются на четыре:ботбай,шымыр,сикым,жаныс.

5.ЫСТЫ-\-

6.ОШАҚТЫ-\-

7.ШАПЫРАШТЫ-По казахскому шежыре Ысты,Ошакты и Шапырашты считаются братьями.

 

8.ҚАҢЛЫ-иранское кангар (кенгерес)или кангюй и канлы (каноглы)не одно и то же.Канлы в 13 веке тюркоязычное племя.

9.ШАҢЫШҚЫЛЫ -

10.СІРГЕЛІ-сравнительно молодое племя.Впервые встречается у Рузбихана.Похоже название племени происходит от названия тамги.

11.ЖАЛАЙЫР-Разделяется на три -бырманак,сырманак,шуманак.Среди казахов потомков бырманаков не осталось.

12.АРҒЫН-

ҚАНЖЫҒАЛЫ-часть кыпчаков (анжигалы).

ТАРАҚТЫ-.Во времена Тауке хана входило в состав союза Уаккерей.Потом этот союз распался.По-видимому некоторое время считалось седьмым племенем Среднего Жуза.Ныне входят в состав аргынов.

13.НАЙМАН-видимо казахский Найман-конфедерация разных племен:

ҚАРАКЕРЕЙ-Ныне входят в состав найман.Тамга каракереев отличается от общих тамг найманов.У каракалпаков каракереи отдельное племя.

БАҒАНАЛЫ-входит в состав найман.У каракалпаков отдельное племя.Тамги баганалы отличается от общих тамг найманов.

ТЕРІСТАМҒАЛЫ-входит в состав найманов.У каракалпаков отдельное племя.

САДЫР-входит в состав найманов.У каракалпаков отдельное племя.

14.ҚОҢЫРАТ-Раньше Коныраты в Средней Азии видимо правили остатком огузов.И дали им своё название,причину по которой огузский эпос Бамсы-Бейрек (Китабе дедем Коркут) ныне считается коныратским (Алп-Бамсы,Алпамыс) иначе не обьяснить.Среди казахских коныратов есть прямые потомки Алпамыса-они называются божбанами.Коныраты разделяются на Коктынулы,т.е.сын неба и Котеншы.

ЖЕТІМДЕР-выходцы из аргынов (саржетим).

15.ҚЫПШАҚ-ныне часть Орта жуза.Кыпчаки состоят из четырёх частей:Каракыпшак(Кобыланды Батыр из этого рода)Куланкыпшак Торыкыпшак Кытайкыпшак.

16.КЕРЕЙ-Разделяется на абак-кереев и ашамайлы кереев."Казахи" Джанибека и Керея изначально состояли из аргынов и кереев(до смерти Абулхаира-1468г.).Возможно казахские кереи являются конфедерацией племен:

АБАК-КЕРЕЙ-возможно часть уйсынов (сарыуйсын).

АШАМАЙЛЫ-у каракалпаков входит в состав коныратов.Казахские ашамайлы часть кереев.По тамгам можно предположить что ашамайлы раньше был отдельным племенем,потом часть присоединилась к коныратам,часть образовала кереев.

ШЕРЕУШІ-у каракалпаков и у узбеков отдельное племя.Казахские шереуши один из родов кереев.

17.УАҚ-уаки и кереи вначале составили союз уак-керей.Куда входил и таракты.Во времена Тауке-хана они вошли в состав Орта жуза.Таракты ныне является одним из родов аргын.В отличие от других главных племён Орта Жуза (алты арыс-аргын,найман,конырат,кыпшак,керей,уак) уак не является древним племенем.Уаки считают себя потомками Жаубасар Батыра.В предках уаков также числятся герои эпосов нескольких народов-династия батыров-Камбар Батыр,Ер Кокше,Ер Косай.

БАҒЫС-у кыргызов отдельное племя.Казахский багыс входят в состав уаков.

СІРГЕЛІ-часть сиргели?Ныне входят в состав уаков.

ЕРГЕНЕКТІ-часть найманов?Ныне входят в состав уаков.

 

АЛШЫН-Ныне алшын-союз племён.Разделяется на Байулы и Алимулы.

БАЙҰЛЫ-союз племён.

18.АДАЙ-

19.АЛАША-/-

20.АЛТЫН-\-

21.БАЙБАҚТЫ-

ТОҚСАБА-

22.БЕРІШ-буржоглы? (кипчаки)

23.ЖАППАС-\-

24.ЕСЕНТЕМІР-Родственны найманам?(судя по тамгам).

25.ШЕРКЕШ-Родственны найманам?(судя по тамгам).

26.ЫСЫҚ-Родственны найманам?(судя по тамгам).

27.МАСҚАР-\-

28.ТАЗ (или тазлар)-часть кыпчаков?(у кыргызов таз входит в в состав кыпчаков).

29.ТАНА-\-

30.ҚЫЗЫЛҚҰРТ-/-

 

ӘЛІМҰЛЫ-обьдинение шести племён.(Алты ата Әлімұлы).Иногда этот союз называется-Каракесек.

31.ҚАРАСАҚАЛ-\-

32.ТӨРТҚАРА-По названию родственны найманам(матай)?

33.ШӨМЕКЕЙ-самое крупное племя среди Алимулы.

34.ШЕКТІ-Родственны найманам?(по тамгам). А по преданиям происходят от кереев.(М.Муканов)

35.ҚАРАКЕСЕК-часть аргынов или часть каракесеков присоединилась к аргынам?

36.КЕТЕ-

 

ЖЕТІРУ-союз племен состоящее из семи племён,так же как уак-керей образован во времена Тауке хана и вошли в состав Младшего Жуза.

37.КЕРДЕРІ-древнее племя-кидариты.Потомки юечжы.

38.КЕРЕЙІТ-Ш.Уалиханов утверждает, что кереиты изначально числились в составе Старшего Жуза.Оттуда они перешли в состав узбеков.(По-видимому вот тогда и албаны откололись от кереитов и остались в Жетысу).Многие остались среди узбеков.А вновь вернувшееся в состав казахов незначительная группа вошла в состав Младшего Жуза.

39.ТАБЫН-самое крупное племя среди Жетыру.

40.ТАМА-часть кыпчаков?(судя по тамгам)

41.ЖАҒАЛБАЙЛЫ-самое крупное племя среди Жетыру.

42.ТЕЛЕУ-телеуты?(потомки телесцев.)

43.РАМАДАН-часть дулатов?(у рамадан клич-Дулат.)

44.НОҒАЙ-ҚАЗАҚ-состоит из родов кос танбалы,кояс,казан-кулак,уйсын-ногай.

45.СУНАҚ-

46.ҚОЖА-принадлежат так называемую-"четвёртому" жузу казахов-аксуекам.Считают себя потомками арабов.

47.ТӨРЕ-казахи-чингизиды.Кыяты.Аксуйек.

48.ТӨЛЕҢГІТ-Состояли в службе у ханов.Древние толенгиты находились в составе жалайыров (РАД).А ещё древнее время были в составе телесских племён (теленгит).

49.ҚҰРАМА-или кірме(шалақазақ),представители других народов влившиеся в состав казахов.По Шакариму в состав курама входят роды: кербуши, шахрухия, бука, мураталы, керейт, байсу, каракытай, калайбар, пангаз. 1920 г.г.курама полностьюзаписались узбеками.

 

 

НИЖЕ ПРИВЕДЕНА ОТРЕДАКТИРОВАННАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ ВЕРСИЯ ЭТОГО СПИСКА. (начиная с 21.12.2012)

Share this post


Link to post
Share on other sites
РОДО-ПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ КАЗАХОВ:

 

 

Хорошая и нужная статья-справка. Но к сожалению шрифты "сбились". Вместо специфических казахских букв стоят квадратики.

 

Попровьте, пожалуйста, или дайте ссылку на этот текст в нормальном состоянии. Спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Хорошая и нужная статья-справка. Но к сожалению шрифты "сбились". Вместо специфических казахских букв стоят квадратики.

 

Попровьте, пожалуйста, или дайте ссылку на этот текст в нормальном состоянии. Спасибо.

В кодировке Cyrillic (Windows-1251) показывает нормально. Наверное у Вас установлена нестандартная кодировка.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Хорошая и нужная статья-справка. Но к сожалению шрифты "сбились". Вместо специфических казахских букв стоят квадратики.

 

Попровьте, пожалуйста, или дайте ссылку на этот текст в нормальном состоянии. Спасибо.

 

Брат за основу как справку без подтверждения этих данных с результатами ДНК этих родов преждевременно. Надо их больше привлекать к даче ДНК.

Share this post


Link to post
Share on other sites
РОДО-ПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ КАЗАХОВ:

ҚАЗАҚ

ҰЛЫ ЖҮЗ-ҮЙСІН-По моему вначале Старший жуз составляли уйсыны.И они были многочислинными среди казахов.Поэтому и -Старший.А дулаты присоединились позднее(с распадом Могулистана).Иначе при многочисленных дулатах авторитет уйсынов объяснить трудно.

ОРТА ЖҮЗ-АРҒЫН-И здесь схожая ситуация.Аргыны были большинством.А не уступающие им в численности найманы присоединились позднее.Представители Среднего Жуза составляют почти половину всех казахов.

КІШІ ЖҮЗ-АЛШЫН-т.ж.Младший Жуз состоит из 25 мелких племён.

 

ҮЙСІН-хушин (ушин).Казахский уйсын является союзом племен.В состав уйсынов входят:сарыуйсын,албан,суан,дулат, к которым присоединились шапырашты,ысты,ошакты.

1.САРЫҮЙСІН-возможно настоящие уйсыны

2.АЛБАН-В 13 веке находился в составе кереитов(албат).Ныне считают себя уйсынами.

3.СУАН-сукан?(Сокровенное сказание).

4.ДУЛАТ-доколат(дуглат).Ныне крупнейшее племя Старшего Жуза.По казахскому шежыре Албан,Суан и Дулат считаются братьями.(Под этим надо понимать их соседство.)Дулаты разделяются на четыре:ботбай,шымыр,сикым,жаныс.

ҚОРАЛАС-раньше отдельное племя.Ныне входят в состав дулатов.

ҚАРАҚОЙЛЫ-по-моему это бесспорна остатки каракоюнлы.Ныне входят в состав Коралас и ысты.

БИДАС-раньше отдельное племя.Ныне входят в состав дулатов.

ОЙМАУЫТ-раньше отдельное племя.Ныне входят в состав дулатов.

5.ЫСТЫ-\-

АҚҚОЙЛЫ-по-моему это бесспорна остатки аккоюнлы.Ныне входят в состав ысты.

6.ОШАҚТЫ-\-

7.ШАПЫРАШТЫ-По казахскому шежыре Ысты,Ошакты и Шапырашты считаются братьями.

 

8.ҚАҢЛЫ-иранское кангар (кенгерес)или кангюй и канлы (каноглы)не одно и то же.Канлы в 13 веке тюркоязычное племя.

9.ШАҢЫШҚЫЛЫ (КАТАҒАН)-Сегодня установлено точно, что катаганы-шанышклы составляли основную силу казахского хана, владетеля Ташкента, Турсун-хана, который в 1628 г. в междоусобной борьбе был разгромлен другим казахским ханом Есимом. Именно после этого трагического события некогда многочисленное и могущественное племя катаган разделилось на несколько частей: оставшаяся часть под именем шанышклы (от названия тамги «шанышкы»- «острога») влилась в состав казахов Старшего жуза, другие части катаганов вошли в состав узбеков, каракалпаков и киргизов.

10.СІРГЕЛІ-сравнительно молодое племя.Впервые встречается у Рузбихана.Похоже название племени происходит от названия тамги.

ҚҰЛШЫҒАШ-часть коныратов?Входят и в состав коныратов и в состав сыргелы.

11.ЖАЛАЙЫР-Разделяется на три -бырманак,сырманак,шуманак.Среди казахов потомков бырманаков не осталось.

БАЛҒАЛЫ-среди каракалпаков отдельное племя.Казахские балгалы один из родов жалайыров.

ҚАЙШЫЛЫ-среди каракалпаков отдельное племя.Казахские Кайшылы входят и в состав жалайыров и в состав Сыргелы.

12.АРҒЫН-аргинут.Аристов находит среди аргынов три карлукских рода.Ныне крупнейшее племя Среднего Жуза.

ҚАНЖЫҒАЛЫ-часть кыпчаков (анжигалы).

ТАРАҚТЫ-часть жалайыров?(по тамгам).Во времена Тауке хана входило в состав союза Уаккерей.Потом этот союз распался.По-видимому некоторое время считалось седьмым племенем Среднего Жуза.Ныне входят в состав аргынов.

13.НАЙМАН-видимо казахский Найман-конфедерация разных племен:

ҚАРАКЕРЕЙ-часть кереев?Ныне входят в состав найман.Тамга каракереев отличается от общих тамг найманов.У каракалпаков каракереи отдельное племя.

БАҒАНАЛЫ-входит в состав найман.У каракалпаков отдельное племя.Тамги баганалы отличается от общих тамг найманов.

ТЕРІСТАМҒАЛЫ-входит в состав найманов.У каракалпаков отдельное племя.

САДЫР-входит в состав найманов.У каракалпаков отдельное племя.

ТӨРТУЫЛ-раньше отдельное племя.Ныне входят в состав найман.

14.ҚОҢЫРАТ-ныне является одним из самых крупных племен.Потому как вместе с дулатами ихнием основным местопроживанием является Южно-Казахстанская область,самая густонаселенная область в Казахстане.,численность которой растёт очень быстро растёт именно благодаря казахам.Раньше Коныраты в Средней Азии видимо правили остатком огузов.И дали им своё название,причину по которой огузский эпос Бамсы-Бейрек (Китабе дедем Коркут) ныне считается коныратским (Алп-Бамсы,Алпамыс) иначе не обьяснить.Среди казахских коныратов есть прямые потомки Алпамыса-они называются божбанами.Коныраты разделяются на Коктынулы,т.е.сын неба и Котеншы.

МАҢҒЫТАЙ-Ныне входят в состав коныратов и жалайыров.По Сокровенному сказанию мангыты происходят от человека по имени Мангытай.

НОҒАЙ-Ныне входят в состав коныратов и телеу.

ЖЕТІМДЕР-выходцы из аргынов (саржетим).

15.ҚЫПШАҚ-ныне часть Орта жуза.Кыпчаки состоят из четырёх частей:Каракыпшак(Кобыланды Батыр из этого рода)Куланкыпшак Торыкыпшак Кытайкыпшак.

ҚЫТАЙҚЫПШАҚ-киданы ?(китаи,каракитаи-(не путать с современными китайцами)

16.КЕРЕЙ-отождествляются кереитами.Разделяется на абак-кереев и ашамайлы кереев."Казахи" Джанибека и Керея изначально состояли из аргынов и кереев(до смерти Абулхаира-1468г.).Возможно казахские кереи являются конфедерацией племен:

АБАК-КЕРЕЙ-возможно часть уйсынов (сарыуйсын).

МЕРКІТ-или мекрит-раньше отдельное племя.Ныне находятся в составе кереев.

АШАМАЙЛЫ-у каракалпаков входит в состав коныратов.Казахские ашамайлы часть кереев.По тамгам можно предположить что ашамайлы раньше был отдельным племенем,потом часть присоединилась к коныратам,часть образовала кереев.

ШЕРЕУШІ-у каракалпаков и у узбеков отдельное племя.Казахские шереуши один из родов кереев.

17.УАҚ-уаки и кереи вначале составили союз уак-керей.Куда входил и таракты.Во времена Тауке-хана они вошли в состав Орта жуза.Таракты ныне является одним из родов аргын.В отличие от других главных племён Орта Жуза (алты арыс-аргын,найман,конырат,кыпшак,керей,уак) уак не является древним племенем.Уаки считают себя потомками Жаубасар Батыра.В предках уаков также числятся герои эпосов нескольких народов-династия батыров-Камбар Батыр,Ер Кокше,Ер Косай.

БАҒЫС-у кыргызов отдельное племя.Казахский багыс входят в состав уаков.

СІРГЕЛІ-часть сиргели?Ныне входят в состав уаков.

ЕРГЕНЕКТІ-часть найманов?Ныне входят в состав уаков.

 

АЛШЫН-Ныне алшын-союз племён.Разделяется на Байулы и Алимулы.

БАЙҰЛЫ-союз племён.

18.АДАЙ-По-моему это часть меркитов одоит-меркиты.Казахские меркиты находятся в составе кереев.

ТІНЕЙ-есть и в составе адайцев и в составе коныратов.

ЖАРЫ-есть и в составе адайцев и в составе коныратов.

19.АЛАША-/-

20.АЛТЫН-\-

21.БАЙБАҚТЫ-раньше входило в кыпчакскую конфедерацию.

ТОҚСАБА-раньше входило в кыпчакскую конфедерацию.Ныне входят в состав Байбакты.

22.БЕРІШ-раньше входило в кыпчакскую конфедерацию.Ныне входят в состав Байулы.

23.ЖАППАС-\-

ОҢҒҰТ-раньше отдельное племя.Ныне один из родов Жаппас.

ЫСТЫҚ-часть ысты?Ныне один из родов Жаппас.

24.ЕСЕНТЕМІР-Часть найманов?(судя по тамгам).

25.ШЕРКЕШ-Часть найманов?(судя по тамгам).Родственны черкесам?

26.ЫСЫҚ-Часть найманов?(судя по тамгам).Часть ысты?(судя по названию).

27.МАСҚАР-\-

28.ТАЗ (или тазлар)-часть кыпчаков?(у кыргызов таз входит в в состав кыпчаков).Среди коныратов есть род-таздар.

АБДАЛ-эфталиты(эфтал)?Ныне часть рода таз.

29.ТАНА-\-

30.ҚЫЗЫЛҚҰРТ-/-

31.СҰЛТАНСИЫҚ-/-

32.БАҚСИЫҚ-/-

 

ӘЛІМҰЛЫ-обьдинение шести племён.(Алты ата Әлімұлы).Иногда этот союз называется-Каракесек.

33.ҚАРАСАҚАЛ-\-

34.ТӨРТҚАРА-Часть найманов(матай)?

35.ШӨМЕКЕЙ-самое крупное племя среди Алимулы.

36.ШЕКТІ-часть найманов?(по тамгам).А по преданиям происходят от кереев.(М.Муканов)

37.ҚАРАКЕСЕК-часть аргынов или часть каракесеков присоединилась к аргынам?

38.КЕТЕ-киданский (китай или каракитай)род-кита.

 

ЖЕТІРУ-союз племен состоящее из семи племён,так же как уак-керей образован во времена Тауке хана и вошли в состав Младшего Жуза.

39.КЕРДЕРІ-древнее племя-кидариты.Потомки юечжы.

40.КЕРЕЙІТ-Ш.Уалиханов утверждает, что кереиты изначально числились в составе Старшего Жуза.Оттуда они перешли в состав узбеков.(По-видимому вот тогда и албаны откололись от кереитов и остались в Жетысу).Многие остались среди узбеков.А вновь вернувшееся в состав казахов незначительная группа вошла в состав Младшего Жуза.

41.ТАБЫН-самое крупное племя среди Жетыру.

42.ТАМА-часть кыпчаков?(судя по тамгам)

43.ЖАҒАЛБАЙЛЫ-самое крупное племя среди Жетыру.

44.ТЕЛЕУ-телеуты?(потомки телесцев.)

КЕРЕЙЛІ-часть кереев?Ныне входят в состав телеу.

45.РАМАДАН-часть дулатов?(у рамадан клич-Дулат.)

46.НОҒАЙ-ҚАЗАҚ-состоит из родов кос танбалы,кояс,казан-кулак,уйсын-ногай.

ҮЙСІН-НОҒАЙ-часть уйсынов.

47.ҚОЖА-принадлежат так называемую-"четвёртому" жузу казахов-аксуекам.Считают себя потомками арабов.

48.ТӨРЕ-казахи-чингизиды.Кыяты.Аксуйек.

49.ТӨЛЕҢГІТ-Состояли в службе у ханов.Древние толенгиты находились в составе жалайыров (РАД).А ещё древнее время были в составе телесских племён (теленгит).

50.ҚҰРАМА-или кірме(шалақазақ),представители других народов влившиеся в состав казахов.По Шакариму в состав курама входят роды: кербуши, шахрухия, бука, мураталы, керейт, байсу, каракытай, калайбар, пангаз. 1920 г.г.курама полностьюзаписались узбеками.

В общем это методология неправильна ибо основана на поиске родства на основе одинаковых или похожих названия. А Петровы не от Петра первого происходят, просто тезки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В общем это методология неправильна ибо основана на поиске родства на основе одинаковых или похожих названия. А Петровы не от Петра первого происходят, просто тезки.

Жаке, моя "методология" основана не только на "одинаковых или похожих названиях"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну плюс еще "тамги и ураны". если следовать тамговой методологии, то и таракты и жалаиры это торе-чингизиды, ведь тамга одна Тарак

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну плюс еще "тамги и ураны". если следовать тамговой методологии, то и таракты и жалаиры это торе-чингизиды, ведь тамга одна Тарак

1.Плюс ещё народные предания,факты из работ Шокана,Шакарима,Тынышпаева,и т.д.,а также русских исследователей 18-19 веков,родо-племенные составы родственных народов,плюс простая логика.

2.Значит они (жалайыр,таракты и торе) родственны.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1.Плюс ещё народные предания,факты из работ Шокана,Шакарима,Тынышпаева,и т.д.,а также русских исследователей 18-19 веков,родо-племенные составы родственных народов,плюс простая логика.

2.Значит они (жалайыр,таракты и торе) родственны.

1. Ну тут не стоит путать разные методологии. Факты были у Шокана и Шакарима, а вот у Тынышпаева сплошные удревнения казахских родов на основе лингвистических названий.

2. Чушь, попробуйте без тамг это доказать, кроме тамг ни одного факта.

П.С. Не исключаю возможности, что таракты с кем-то из тамговых родственны, но утверждать как вы это методологически неверно.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1. Ну тут не стоит путать разные методологии. Факты были у Шокана и Шакарима, а вот у Тынышпаева сплошные удревнения казахских родов на основе лингвистических названий.

2. Чушь, попробуйте без тамг это доказать, кроме тамг ни одного факта.

П.С. Не исключаю возможности, что таракты с кем-то из тамговых родственны, но утверждать как вы это методологически неверно.

1.Не спорю в том,что Тынышпаев часто пытается удревнять казахские рода и племена.Но он оставил бесценные информации об Актабан Шубырынды,о казахских родах и племенах:численность,шежыре,тамги и ураны,история и многое другое.

2.Там где мои предположения,я везде поставил вопросительные знаки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1.Не спорю в том,что Тынышпаев часто пытается удревнять казахские рода и племена.Но он оставил бесценные информации об Актабан Шубырынды,о казахских родах и племенах:численность,шежыре,тамги и ураны,история и многое другое.

2.Там где мои предположения,я везде поставил вопросительные знаки.

1. У Тынышпаева быи рациональные зерна, но вот по шежере и другим аспектам, другие авторы гораздо более подробны.

Просто Тынышпаев был более доступен, в отличии от Халиди, Копеева и др.

Share this post


Link to post
Share on other sites
РОДО-ПЛЕМЕННОЙ СОСТАВ КАЗАХОВ:

На самом деле Маке.КЗ - это я.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Хорошая и нужная статья-справка. Но к сожалению шрифты "сбились". Вместо специфических казахских букв стоят квадратики.

 

Попровьте, пожалуйста, или дайте ссылку на этот текст в нормальном состоянии. Спасибо.

Скоро надеюсь составлю обновленный список

Share this post


Link to post
Share on other sites
Скоро надеюсь составлю обновленный список

Очень хороший список. Неплохо бы было основные ареалы племен на карте посмотреть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Очень хороший список. Неплохо бы было основные ареалы племен на карте посмотреть.

Список составлен давно, с тех пор мое мнение относительно некоторых вопросов изменился. Плюс еще Днк результаты не учтены. Обязательно надо привнести изменения

Share this post


Link to post
Share on other sites
Список составлен давно, с тех пор мое мнение относительно некоторых вопросов изменился. Плюс еще Днк результаты не учтены. Обязательно надо привнести изменения

Спасибо, буду ждать новую редакцию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Легенда о происхождении кимаков:

 

«Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришло семь человек из родственников татар: первый Ими, второй Имак, третий Татар, четвертый Байандур, пятый Кыпчак, шестой Ланиказ, седьмой Аджлад. Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где (прежде) были табуны, не осталось пастбищ; ища травы, они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня сказала: “Иртыш”, т.е. остановитесь; отсюда река получила название Иртыш. Узнав ту рабыню, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собой большую добычу с охоты и угостил их; они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не могли вернуться назад; травы там много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасилась и снег растаял, они послали одного человека в татарский лагерь, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения: пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к тому человеку с гор, он рассказал своим друзьям о положении Шада; все они направились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда); собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они расселились по горам и образовали семь племен по имени названных семи человек»

Легенда о происхождении казахов:

 

Как повествует легенда, «первым ханом казахов был Алаша хан, сын Кызыл Арыслан хана. Алаша родился пегим (пестрым), из-за чего его отец (по настоянию байбише - старшей жены, которая завидовала токал) решил избавиться от сына и отправил его вместе с матерью- токал в степь. Алаша в степи встретил легендарного Майкы би. Майкы би был с рождения хромым, ездил в двуколке, в которую запрягали людей. На своей двуколке пегого изгнанника Майкы привез своему народу, устроил по этому поводу великий пир.

Через некоторое время он дал пегому мальчику (Алаша) в сопровождение сто джигитов во главе со своим сыном Уйсыном и направил их в Сарыарку (в предании говорится о таких местностях как Улытау, Кышытау, Каракенгир, Сарыкенгир, Айдахарлы). Майкы точно определил, что мальчику суждено стать могучим правителем. «Хан должен быть справедливым, народ же его упорным и терпеливым, и тогда по черной земле они смогут проплыть на корабле», - сказал мудрый би.

Так было положено начало казахскому народу. Об этих событиях стало известно Кызыл Арыслан хану. Он захотел вернуть своего сына и отправип к старцам Майкы, Котан, Когам, Кондыгеру, Кобану гонцов с требованием вернуть сына. На поиски Алаша и его сотни в степь отправился сын Котана Болат. Вместо того, чтобы возвратить Алаша, прибывшие, поддавшись на уговоры, соблазнившись степным привольем, сами остались в Сарыарке. Уступая требованиям Кызыл Арыслан хана, старцы отправили в степь третью сотню во главе с сыном Когама Алшын и вместе с ними отправили еще тринадцать уважаемых аксакалов У казахов имеется поговорка, что если народ достигнет своим числом 313 человек, то против него никто не устоит, даже если весь свет будет против них.

Три сотни джигитов посадили пегого мальчика на алаша /ковер/, подняли на вершину Улытау и провозгласили его ханом: С тех пор потомки старшей сотни во главе с Уйсыном называются Старшим жузом. Остальные между собой договорились, что Старший жуз составит надежный тыл и будет снабжать казахское войско. Вторая сотня стала называться Средним жузом. Во время военных действий они должны были находиться с ханом и оберегать его. И, наконец, те, которые пришли вместе с Алшыном, сыном Когама, стали называться Младшим жузом. Они «не жалея живота своего, первыми должны бросаться на врага».

Share this post


Link to post
Share on other sites
Легенда о происхождении казахов:[/b]

 

Как повествует легенда, «первым ханом казахов был Алаша хан, сын Кызыл Арыслан хана. Алаша родился пегим (пестрым), из-за чего его отец (по настоянию байбише - старшей жены, которая завидовала токал) решил избавиться от сына и отправил его вместе с матерью- токал в степь. Алаша в степи встретил легендарного Майкы би. Майкы би был с рождения хромым, ездил в двуколке, в которую запрягали людей. На своей двуколке пегого изгнанника Майкы привез своему народу, устроил по этому поводу великий пир.

Через некоторое время он дал пегому мальчику (Алаша) в сопровождение сто джигитов во главе со своим сыном Уйсыном и направил их в Сарыарку (в предании говорится о таких местностях как Улытау, Кышытау, Каракенгир, Сарыкенгир, Айдахарлы). Майкы точно определил, что мальчику суждено стать могучим правителем. «Хан должен быть справедливым, народ же его упорным и терпеливым, и тогда по черной земле они смогут проплыть на корабле», - сказал мудрый би.

Так было положено начало казахскому народу. Об этих событиях стало известно Кызыл Арыслан хану. Он захотел вернуть своего сына и отправип к старцам Майкы, Котан, Когам, Кондыгеру, Кобану гонцов с требованием вернуть сына. На поиски Алаша и его сотни в степь отправился сын Котана Болат. Вместо того, чтобы возвратить Алаша, прибывшие, поддавшись на уговоры, соблазнившись степным привольем, сами остались в Сарыарке. Уступая требованиям Кызыл Арыслан хана, старцы отправили в степь третью сотню во главе с сыном Когама Алшын и вместе с ними отправили еще тринадцать уважаемых аксакалов У казахов имеется поговорка, что если народ достигнет своим числом 313 человек, то против него никто не устоит, даже если весь свет будет против них.

Три сотни джигитов посадили пегого мальчика на алаша /ковер/, подняли на вершину Улытау и провозгласили его ханом: С тех пор потомки старшей сотни во главе с Уйсыном называются Старшим жузом. Остальные между собой договорились, что Старший жуз составит надежный тыл и будет снабжать казахское войско. Вторая сотня стала называться Средним жузом. Во время военных действий они должны были находиться с ханом и оберегать его. И, наконец, те, которые пришли вместе с Алшыном, сыном Когама, стали называться Младшим жузом. Они «не жалея живота своего, первыми должны бросаться на врага».[/i]

Красивая легенда.

Share this post


Link to post
Share on other sites

История образования казахских племен и жузов.

 

QAZAQ, ALASH - самоназвания народа. Алаша и Калша Кадыр - по легендам первопредки казахов наверно одно лицо. Т.е. Алаша и Калша - одно слово (сравните: Кимак-Имак).

 

Казахский народ исторически сложился из трех жузов (Uly Juz, Orta Juz, Kishi Juz), группы аксуйек (Tore, Qoja) и др (Sunaq, Qurama, Tolengit, Nogay-Qazaq).

 

Часть 1. Uly juz - Uysyn

 

ULY JUZ - буквально "Великий Жуз". Но правильный перевод будет - Старший Жуз.

В легендах о происхождении казахского народа, Старший жуз всегда связывается с Уйсын и Майкы Би. Тевкелев отмечает что, "в Большей орде 10 родов все генерально называются Оуйсюн".

 

UYSYN - стоит сказать, что древний Усунь и нынешний Уйсын не одно и то же, так сказать - тезки. Название Уйсын вероятно связано с монгольским хушин. Но...

Как мы знаем из истории дулаты, жалаиры и канлы отдельные народы и не связаны с племенем хушин. Значит все-таки к шежире надо подходить критически. Старший Жуз - является союзом разнородных племен под объединяющим самоназванием Уйсын. Т.е. под монгольским этнонимом объединены разные рода и племена. После прихода к власти монголов связанной с нашествием Чингисхана, монгольские названия племен стали популярными среди местных кипчакских и др. родов.

 

1. SARYUYSYN - состоит из родов Калша и Жакып.

Вероятно сарыуйсыны некогда были самым авторитетным племенем в Старшем Жузе. Потому что, в вариантах шежире Сарыуйсын то старший сын, то родился от байбише и т.п.

По преданиям, абак-кереи (кереи состоят из двух веток - абак и ашамайлы) являются выходцами из сарыуйсынов.

В некоторых видах шежире уйсыны делятся на абак и тарак. Тарак - это жалаиры, а абак - остальные.

 

2. ALBAN - состоит из родов Сары и Шыбыл.

Тевкелев албанов вместе с суанами называет - Адбансуван. По шежире они родные братья.

Албаны скорее всего родственны суанам. В "худуд-ал-алам" в Жетысу упоминается лабаны. Наверно албаны автохтоны Жетысу.

 

3. SUAN - состоит из родов Байтугей, Токарыстан, Багыс, Жесегир.

Древнетюркские "два племени чубань" - считают албанами и суанами. Наверно чубань это - суан.

 

4. DULAT - состоит из родов Ботбай, Шымыр, Сикым, Жаныс. Существуют шуточные поговорки: "жаныс коп пе, камыс коп пе", "сикым коп пе, кикым коп пе", "шымыр коп пе, шыбын коп пе"... Что говорит о многочисленности этого племени.

Связываются с древнетюркскими дулу и монгольскими дуклатами. У древнетюркских дулу (дуло) была династия Батбай, у казахских дулатов есть род Ботбай. Что говорит о преемственности. Вероятно мы имеем дело с монголизацией древних тюрков дулу. И появились монгольские дуклаты (доколат).

 

5. SHAPYRASHTY - состоит из родов Екей, Емил, Ескожа, Асыл, Шыбыл, Айкым.

В составе ферганских кипчаков мы находим племени с названием Чапрашлы (группа Парча Кипчак). Вероятно шапырашты являются выходцами из кипчаков. Стоит говорить о тотеме племени - Бори (Волк).

 

6. YSTY - состоит из родов Ойык и Тылик.

Одна из тамг этого племени соответствует тамге канлы, что вероятно указывает на связи с древними канглы. В других тюркских диалектах окончание -ты превращается в -лы. Таким образом название племени в древности должно выглядеть как - ыслы. Доказательством моего утверждения является имя матери Ысты по шежире - Сыланды.

 

7. OSHAQTY - состоит из родов Байлы, Тасжурек, Коныр, Аталык.

Если внимательно посмотреть на корень этнонима (очак-лы), то мы увидим возможно связь с огузским племенем Уч-ок.

Тынышпаев считает что, ысты, ошакты и шапырашты - "присоединены к уйсынам".

 

8. JALAYYR - состоит из трех веток: Сырманак, Шуманак и Бырманак.

Такие рода как Балгалы, Кайшылы наших жалайыров в составах соседних народов вовсе не являются жалаирами. Род Кушик считается по шежире поздноприсоединенным родом к Балгалы. Тамга рода Сиыршы отличается от общеплеменной тамги жалайыров. И Сиыршы, и Кушик будем считать присоединенными родами. Кроме того, разнородности состава казахских жалайыров свидетельствует и ДНК. Поэтому называть нынешних жалайыров прямыми потомками средневековых монгольских джалаиров нельзя...

 

9. QANLY - состоит из двух племен: Сарыканлы и Караканлы.

Нельзя путать канглы с кангарами (кангюй). Здесь тоже схожая ситуация с усунями и уйсынами. Китайское сочинение "Менуэр-шицзы" утверждает, что "Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные кераитами".

10. SHANYSHQYLY - состоит из родов Балык, Курпик, Санырау, Дархан.

Шанышкылы по шежире брат Канглы. Ш. Уалиханов утверждает, что "катаганы ... в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли." В составе Шанышкылы есть подрод Катаган.

 

11. SYRGELY - состоит из родов Батыр, Кулшыгаш, Карабатыр, Айтбозым, Уштанбалы, Жайдак, Елибай, Жанабай, Каракенирдек, Аккенирдек, Шалдар, Аксирак, Карасирак, Тутанбалы, Кайшылы, Торттанбалы, Жанай, Бодене.

Сиргели по шежире потомки брата Уйсына - Ойсыла. Но Сиргели есть в составе ферганских кипчаков. Происхождение Сиргели тоже видимо связано с кипчаками.

продолжение следует...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Красивая легенда.

Сходство с легендой кимаков налицо

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахов призвали отказаться от спекуляций на тему Чингисхана

 

5 июня, 2013

 

При изучении национальной истории необходимо воссоздать реальную картину исторического периода Чингизхана.

Об этом сегодня в ходе расширенного заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана сообщил Государственный секретарь РК Марат Тажин, передает корреспондент BNews.kz.

Госсекретарь напомнил о выходе в VI веке на историческую арену нового исторического лица - Тюркского каганата - Степной империи тюрков, оказавшей огромное влияние на этногенез многих народов, становление сложных и разнообразных культурных комплексов.

 

"Это важнейшая веха в истории этногенеза нашей нации, - отметил М.Тажин. - Нам следует воссоздать реальную картину периода Чингисхана, понять, в том числе, и его этническую природу, избежав как спекуляций на эту тему, так и упрощенного традиционного подхода".

 

"Как отмечал глава государства в своем труде "В потоке истории": "Наши предки на протяжении двух тысячелетий играли значительную роль в развитии государств от Дальнего Востока до Западной Европы, от Сибири до Индии. Перемещаясь на огромные расстояния, кочевники не раз изменяли этническую и государственную картину Евразии", - сказал М.Тажин.

История казахской Степи в системе империи Чингисхана и ее правопреемников, охватывающая XII-XIV столетия требует, по словам Тажина, самого пристального внимания. История Алтын Орды (Золотой Орды), ордынских ханств - период, когда началось активное взаимодействие Казахской степи с находившимся в стадии формирования новым русским государством, также чрезвычайно важно.

 

"К сожалению, в современной историографии под воздействием европоцентризма доминирует представление, о борьбе между двумя противоположностями - кочевниками (варварами) и оседлыми народами ("цивилизованными"). Но проходит время и исследователи все чаще задаются вопросом о правдивости такой картины", - отметил М.Тажин.

История тюркско-славянского взаимодействия - это не только история войн, военных побед и поражений. Упускается из вида, что это, прежде всего, история многогранного взаимодействия

"История тюркско-славянского взаимодействия - это не только история войн, военных побед и поражений. Упускается из вида, что это, прежде всего, история многогранного взаимодействия - торгового, политического, военного, культурного, - сказал госсекретарь. - К сожалению, почему-то получается так, что положительные точки соприкосновения наших культур и цивилизаций мы опускаем, оставляем в стороне. Мы изучаем только конфликт и затем переносим многие симпатии и антипатии сегодняшнего дня на прошлое, что недопустимо и непрофессионально".

В истории не может быть только черного или белого цвета, заявил Тажин.

"Безусловно, казахи один из древнейших автохтонных народов Евразии. Вместе с тем, история Казахстана - это также история других этнических групп, которые позднее поселились на этой земле. И часто не по своей воле. Мы должны объективно изучать эти процессы формирования полиэтничности страны. История Казахстана - это наша общая история", - отметил госсекретарь. - Мы должны четко понимать, что история Казахстана в двадцатом веке - это во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной, для которой не имело особого значения, кто перед ней - казах или русский, украинец или узбек. И мы должны четко и ясно понимать реальные механизмы истории".

Мы должны четко понимать, что история Казахстана в двадцатом веке - это во многом история столкновения национального и тоталитарного. Это история подавления национального самосознания безжалостной политической машиной

Вместе с тем встает и другой принципиальный вопрос - важность смысла жизнь прошлых поколений. Здесь, по словам М.Тажина, есть и историческая, и этическая сторона.

"В любую историческую эпоху жизнь людей и политической системы - это не совпадающие вещи. Жизнь тех поколений казахстанцев, которая пришлась на двадцатое столетие, наполнена своим высоким личностным смыслом. Своими радостями, победами и свершениями. И перечеркивать весь этот огромный пласт истории, составившей жизнь целых поколений, обмазав его одной черной краской, было бы не объективно по чисто историческим причинам", - подчеркнул Госсекретарь.

 

М.Тажин назвал прямым долгом перед собственными предками - с высоты сегодняшнего знания правильно оценить прошедшую эпоху.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алтын орда тарихы басқа елдің тарихы деп оқытылуда

 

7 маусым, 2013

Қазір Алтын орда тарихы елімізде басқа мемлекеттің тарихы деп оқытылады.

 

Қазақстанның ұлттық тарихын зерттеу жөніндегі Ведомствоаралық жұмыс тобының мүшесі, Мемлекет тарихы институты директорының орынбасары Радик Темірғалиев осындай пікірді білдірді, деп хабарлайды BNews.kz.

"Бірінші рет осындай деңгейде Қазақстан тарихы ғылымындағы мәселелер көтерілуде. Меніңше бұл шаруаның жартысы ғана, яғни кемшілік мойындалды", - деп атап өтті Р.Темірғалиев.

"Егер тәуелсіздіктің 20 жылында жасалған шаруаны санамаласақ, біз кеңес заманына қатысты тарихты өзгерттік. Сталинизмді сынадық, ұлт-азаттық қозғалыстарды ақтадық, батырларымыздың аттарын білдік. Алайда 19-шы ғасырға дейінгі уақытта ештеңе өзгермеді. Егер оқулықтарды алып қарасаңыз олар кеңес заманындағыдан аса өзгере қойған жоқ. Осы тұрғыдан алып қарасақ, көптеген тарауларды қайта қарап шығу керек", - деп отыр тарихшы.

"Ең өкініштісі бізде Алтын орда тарихы еліміздің тарихы болса да басқа мемлекеттің тарихы ретінде оқытылады. Мен тіпті түркі қағанаты туралы сөз де қозғамаймын. Өйткені түркі қағанатының тарихын санаулы адамдар ғана зерттеп жүр", - деді Р. Темірғалиев.

Тарихты зерттейтін институттың басшысының орынбасары тарихты Марксизм мен Ленинизм тұрғысынан қарастырудан бас тартумыз керек, өйткені тарих оқушылар үшін аса қызықсыз пәнге айналған деген уәж айтады.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахский фольклор:

Таста тамыр жоқ

бақада бауыр жоқ

құста сүт жоқ

жылқыда өт жоқ

 

Половецкая загадка:

Сенда, менда йох

Сенгыр тавда йох

Утлу таста йох

Кыпчакта йох. (Ол, кус сут-дын).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Половецкая загадка:

Ак кюйманын авзы йох (Ол, йумуртка)

 

Казахская загадка:

Айдалада ак отау, аузы мурны жок отау (Ол, жумыртка)

 

 

Прим:

На половецком кюйма - кибитка, юрта

На казахском куймели арба - кибитка, отау - юрта молодых

Share this post


Link to post
Share on other sites

В заключение скажем о привязанности киргизов к своему отечеству, или, лучше сказать, к земле своей. Благоразумнейшие из них очень чувствуют, что безначалие и раздоры долго еще не позволят им наслаждаться благоденствием народным, но все хотят лучше терпеть, нежели оставить те места, на которых родились и взросли, тот образ жизни, к которому привыкли. Правда, что несколько тысяч кибиток вынуждены были навсегда перейти из степей своих в пределы России; множество бедных, или так называемых байгушей, и теперь переходят внутрь границ наших, но большая часть их, невзирая на спокойствие, которым теперь пользуются, и на богатства, которые приобрели в России, желают возвратиться на Родину. Поселенные между башкирами, беспрестанно бегают за границу; байгуши, живущие у русских в работниках, нажив что-нибудь порядочное, спешат к своим соотечественникам в орды; из 7 или 8 000 кибиток, водворившихся в Астраханской губернии, почти третья доля в 1820 году возвратилась (В 1824 году киргизы сии вторично перешли в Астраханские степи) в прежние кочевья. Мы не могли без особенного удовольствия смотреть на сих последних, когда они, перешед чрез Урал, и ступив на отечественный берег свой, прыгали от радости и целовали землю. Султан Меньшей орды Ширгазы, сын бывшего некогда хивинским ханом Каипа, очень долго жил в Петербурге, был в русской службе майором, находился несколько лет при одном из первых вельмож Екатерины II и, разумеется, должен был привыкнуть к выгодам, удовольствиям, даже прихотям европейской жизни. Несмотря на все это, он возвратился в орду и умер в ней истинным киргизом во всех нравственных отношениях.

 

Левшин.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now