drogba

АЛИМУЛЫ

18 posts in this topic

в архиве в Оренбурге есть очень много инфомации про этот род. Часть удалось сделать ксерокопию, которые будут помещены на сайт www.alimuly.kz так что соплеменники велкам. Единственное что не обрадоало когда читали то 4 рода были самыми натуральными грабителями степи караванов и т.д.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я думал Didier Drogba из Кот д'Вуара, а оказывается из Алимулы.

А каков доступ к Оренбургскому архиву? Можно подробности?

И отвечают ли они на письменные запросы по почте? Их почтовый адрес с индексом?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я думал Didier Drogba из Кот д'Вуара, а оказывается из Алимулы.

А каков доступ к Оренбургскому архиву? Можно подробности?

И отвечают ли они на письменные запросы по почте? Их почтовый адрес с индексом?

Дидье Дрогба он из рода ТОрт Кара Алимулы :)

Деньги в этом мире откроют любой архив

Share this post


Link to post
Share on other sites

Еще один торткара дошел до штатов. Будет наверное 37 маркеров.

Share this post


Link to post
Share on other sites
шежере-алимулы

Габриэль

Об этом шежире я и говорил. В нем иначе чем у Тенизбаева.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алимовские кыргызы

 

Как показал дальнейший опрос населения, сами кыргызы, так и представители местных родов, в большинстве своем шекты и торткара, на вопрос происхождения алим-кыргызов придерживаются нескольких точек зрения…

 

12.07.2013 / история

 

"Актюбинский вестник", 11 июля

 

Статья "Кто они?" ("АВ", 24 января 2013 года) о появлении в среде казахских родов Актюбинщины кыргызов вызвала большой интерес читателей. Чтобы пополнить знания об этой странице истории нашего народа, мы предоставляем слово известному ученому, этнографу, доктору исторических наук Рахиму БЕКНАЗАРОВУ.

В 2005 году в составе Актюбинского отряда Западно-Казахстанской комплексной этноискусствоведческой экспедиции (ЗККЭИЭ-2005, руководитель-профессор С.Е. Ажигали), при сборе материалов по народной истории шежире крупного казахского племенного объединения Младшего жуза алимулы, нами было отмечено компактное проживание алим-кыргызов в Шалкарском районе Актюбинской области. А если быть точнее, в поселке Айшуак (в северной части песков Улы Борсыккум). Как показал дальнейший опрос населения, сами кыргызы, так и представители местных родов, в большинстве своем шекты и торткара, на вопрос происхождения алим-кыргызов придерживаются нескольких точек зрения:

– кыргызы Северного Приаралья – это остатки племен великого кыргызского каганата;

– кыргызы могли прикочевать или их насильно переселили во времена хана Кенесары и Каратай султана (конец 18 века);

– вынужденная откочевка в казахские степи в связи с эпидемиями и болезнями на Тянь-Шане в конце 18 века.

Как показали дальнейшие исследования, представители местных казахских родов кыргызов причисляют однозначно к пришлым родовым подразделениям, называемых в казахской народной традиции в целом как кірме (кірме рулар, то есть буквально вошедшие рода). В Северном Приаралье к ним, помимо кыргызов (қырғыз), можно отнести каракалпаков (қарақалпақ), башкир (башқұрт, естек), уак (уақ) и ногай (ноғай). При этом два последних, хотя и относятся к кірме, но считаются однозначно казахскими родами.

Анализ исторических и этнографических документов и материалов выявил, что одним из главных источников пополнения группы кірме в казахских родах, безусловно, являлись пленники, добываемые во время военных походов и набегов на своих ближайших соседей, превращаемые затем в рабов. Некоторая часть из них в последующем получала условно свободу и могла под хозяином иметь семью и заниматься хозяйством. Рабов могли перепродавать, передаривать, включать в приданое невесты и т.д. И в их числе могли присутствовать представители почти всех соседних народов. Как пишет, например, русский ученый Я. Гавердовский, казахи "достают сих несчастных чрез хищничество от россиян, каракалпаков, калмыков, персиян, зюнгарцев и даже китайцев". В частности, эта сторона жизни номадов была подробно отражена в уложениях казахских степных законов, например, "Жеті жарғы" и т.д. Другим вариантом включения вышеуказанных народов в казахскую среду являлись массовые вкочевывания представителей других групп в состав тех или иных казахских родов на определенной договорной основе – откупа скотом, услугами предоставления войск в поход и т.д. взамен предоставляемой территории кочевания.

Остановимся более подробно на истории появления кыргызов в Северном Приаралье. Итак, о более раннем существовании подрода кыргыз у казахов алимулы мы можем отметить из донесения инженера-подпоручика А. Ригельмана и переводчика Я. Гуляева Оренбургской губернской канцелярии о результатах их поездки к хану Нуралы в июне 1750 года. В частности, они вместе с Нуралы ханом 5 июня 1750 года принимали участие "на поминках умершего Чикли-Кыргызларского роду старшины Баимбет-батыря с ханом и с двумя родными братьями его, где Исет-тархан, Бахтыбай бий и пр.". Очевидно то, что уже в середине 18 века они, то есть североприаральские кыргызы, причисляют себя к шекты, алимам, имеют состоявшуюся структуру управления (указан статус старшины), при этом на поминках присутствует хан и его ближайшее окружение! Для поднятия до такого статуса "пришлому" роду нужно время, и, видимо, следует предположить, что кыргызы могли примкнуть к казахским родам хотя бы в начале или в первой половине 18 века. Говорить об их более древнем существовании, например, в 17 веке, среди алимов, на наш взгляд, тоже не представляется возможным, так как это обязательно должно было бы отразиться в шежире местных казахских родов, в официальных документах и т.д., в которых мы их до сих пор не фиксируем.

О существовании в более позднее время в составе казахов Младшего жуза кыргызов мы можем опосредованно получить информацию из документов архива хивинских ханов, которые были конфискованы русскими войсками после захвата Хивы. Например, в тетрадях по учету зякята, собранного с каракалпаков и казахов (1869, 1870, 1871, 1871 август, 1872 гг.) указаны имена должников и их рода: адай, алаша, алим, байулы, казак, каракесек, кыргыз (как один из родов казахского племени алим), кете, кыпчак, табын, тама, торткара, чекты (шекты), чумекей (шомекей). Другим таким примером может служить рапорт коллежского секретаря Абдул-Кадыра Субханкулова председателю Оренбургской пограничной комиссии М. Ладыженскому от 26 марта 1857 года с приложением алфавитного списка о почетнейших и влиятельнейших ордынцах близ укрепления Аральское, в котором под № 8 дана характеристика на Бурангула Джангерова "кыргызова рода, истекова отделения, чаграева подотделения". В "Материалах по киргизскому землепользованию…" (1913 год) по Иргизскому уезду статист П. Хворостанский пишет, что среди таких крупных казахских родов этого региона, как шекты, шомекей, каракесек, "отдельными аулами вкраплены в разных местах немногочисленные представители других родов. Алтын из Казалинского уезда, …уак (Средней орды) в Куландинской волости и каракиргиз (пришельцы с Алатау Семиреченской обл.) в Чингильской". Автор начала 20 века, как мы видим, их указывает однозначно кыргызами, притом пришедшими с территории Алатау.

Анализируя все имеющиеся у нас материалы, как нам кажется, можно сделать предварительный вывод: наиболее достоверной является версия, выдвинутая, в частности, Н. Аристовым, который предполагает, что кыргызы среди казахов (в том числе на территории Северного Приаралья) и других тюркских народов являются "осколками" енисейских кыргызов, входивших в начале 18 века в состав волости при Жонгарской урге, а затем "во время смут и войн, ознаменовавших разрушение калмыцкого царства, были истреблены или разбились на мелкие части, которые разбрелись по всей восточной части киргиз-казацкой степи и по западной Монголии, присоединяясь в составе немногих семей к тянь-шанским кыргызам, к киргиз-казакам, урянхайцам и, быть может, алтайцам. Можно предположить, что существующие поныне кыргызские рода (кыргыз, иргыт, сарык) между сагайцами и кызыльцами и тубисинский улус между нагинцами на прежних кыргызских землях составились не из одних не выселившихся кыргызов, но из некоторого числа кыргыз, бежавших в разное время, особенно после 1757 года, из Жунгарии. Н. Аристов подробно перечисляет названия кыргызских племен (кыргыз, киргиз, иркит, иргыт), вошедших в племена алтайцев, урянхайцев, отдельно останавливается на кыргызских племенах, расселившихся "между кундровскими татарами, кочующими по Ахтубе, в низовьях Волги", которые, очевидно, бежав из Жунгарии, примкнули к волжским торгоутам, при этом влившись в первую очередь в среду тюркского населения этого региона – кундровцам. Он также отмечает, что между "джалаирами Большой орды, на реке Каратал, притоке Балхаша, также есть подразделение "киргиздар"". Некоторые сведения о включенности кыргызов в казахские рода в Восточном Казахстане приводит Н. Абрамов. Например, в заметке "Река Аягуз с ее окрестностями" в "Тобольских губернских ведомостях" (1861), а также "Река Каратал с ее окрестностями" в "Записках РГО…" (1867) показал "в составе джанчулы-семиснайманской волости бывшего Сергиопольского округа отделение естемис рода кыргыз в числе 147 кибиток". В связи с вышеуказанными данными следует предположить, что отток кыргызов из Жунгарии, очевидно, начался еще намного раньше, чем в 1757 году, даже ранее 1750 года, предположительно – в первой половине 18 века. Скорее всего, некоторая часть кыргызов, бежавшая в западном направлении к Жайыку к кундровским татарам, расселилась по договоренности с казахами и в Северном Приаралье. Следует предположить также, что это произошло еще в период правления на этой территории хана Младшего жуза – Абилкайыра, который для усиления своих войск привлекал к себе не только казахские рода из других жузов, но и представителей других народов, в частности, кыргызов. И посещение поминок старосты североприаральских кыргызов Нуралы – сыном хана Абилкайыра, на наш взгляд, является данью заслуг покойного перед казахской аристократией, несомненно, его авторитетом при жизни в среде казахов этого региона.

Таким образом, на основе анализа вышеуказанных источников следует предположить, что алимовские кыргызы действительно пришлое население региона, при этом, скорее всего, они прибыли в этот регион в первой половине 18 века, может быть, именно в период расселения других кыргызских родов между кундровскими татарами, кочующими по Ахтубе, в низовьях Волги. И, что немаловажно, перекочевка их на территории расселения племенного объединения Алимулы произошло "мирным" путем, компактно, с согласия местных родов, что явилось важной причиной их быстрого, безболезненного включения в культуру казахов Северного Приаралья.

 

http://www.nomad.su/?a=15-201307120009

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за информацию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Моя точка зрения: что это никакие каракиргизы (дикокаменные киргизы, буруты), а те дештские киргизы, которые были у ногаев, узбеков. В списках илатийя.итд.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спасибо за информацию.

asan-kaygy

Может вы возьмете тест с наших шекты-киргизов? Возможно, это обычные шектинцы с названием қырғыз.

Share this post


Link to post
Share on other sites
asan-kaygy

Может вы возьмете тест с наших шекты-киргизов? Возможно, это обычные шектинцы с названием қырғыз.

Я бы рад, вы их сможете взять? Или это туда ехать надо?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я бы рад. Но я сейчас не в Ақтөбе, лучше в Шалқар ехать, думаю их там много, чем в городе.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я бы рад. Но я сейчас не в Ақтөбе, лучше в Шалқар ехать, думаю их там много, чем в городе.

зачем в Шалкар? сейчас они живут в Кандагаче их там очень много а в основном они все родом из Джуруна. Сам лично знаю многих из ру Кыргыз.

Share this post


Link to post
Share on other sites
зачем в Шалкар? сейчас они живут в Кандагаче их там очень много а в основном они все родом из Джуруна. Сам лично знаю многих из ру Кыргыз.

Вот и помогите.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот и помогите.

без проблем Всем помогу чем смогу! Но для этого надо хотя бы попросить меня об этом.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Моя точка зрения: что это никакие каракиргизы (дикокаменные киргизы, буруты), а те дештские киргизы, которые были у ногаев, узбеков. В списках илатийя.итд.

Все таки род қырғыз *кірме* в Младший жуз. Некоторые пишут что вовсе не входит.

 

Боранбайұлы Сарышолақ шайыр (1858-1929)

 

Барақтан туған Ақкісі,

Тілеуде атам барары,

Ер Тілеуді кім десең ,

Нақты да сөздің жоралы.

Ескіден қалған ұзын жол,

Кең арналы сорабы,

Сұлуын алып Ақкісі,

Ел болды ғой қоралы,

Тілеуден туған Мөңкенің,

Талайдан да асты оралы,

Атам Тілеу күйеуі Қырғыздың,

Талайы тоқтап барары,

Қырғыз қайдан жүр десең,

Жырауың сөзді табады.

Ен сайдан келген себеппен,

Бес жүз шаңырақ шамалы.

Талай су ақты жыл өтті,

Кеңейтті арна саланы.

Сіңісіп кеткен Әлімге,

Соншама жанның қарамы,

Өтірік айтсам шежіре,

Пейілінен табады.

Бөлмелеген ешкім жоқ,

Тал бесікті баланы.

Маңдайға жазған сол болса,

Жарылқар алдан талабы.

Бір руы Әлімнің,

Із түспеген сонары .

Бір аяқтан ас ішіп ,

Ортақта болды торабы.

 

***

 

Сыр менен Қаратауды белден басып,

Барғанда көп жылқымен Қырғыз асып.

Ауылына Ақкісінің маңдай тіреп,

Тілеуге болған екен апаң ғашық.

Апаңыз қарулы екен топты жарған,

Адамды ұнатқаннан қылған арман

Бір айғыр шыңырауға түсіп кетіп,

Апаңыз сол айғырды жалғыз алған.

Қыласың әр нәрсені Талтақ мақтан,

Қырғызбен бірге едік Әлімсақтан.

Біздің жер өз жеріңдей болып кетті,

Құр емессің дарыған байлық,бақтан.

О,Қырғыз Енсайыңды қиып кеттің,

Келдің де біздің елге сыйып кеттің.

Тілеуден тарап шықты талай ұрпақ,

Апаңның мәртебесін биіктеттің.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 7/13/2010 в 10:58, drogba сказал:

в архиве в Оренбурге есть очень много инфомации про этот род. Часть удалось сделать ксерокопию, которые будут помещены на сайт www.alimuly.kz так что соплеменники велкам. Единственное что не обрадоало когда читали то 4 рода были самыми натуральными грабителями степи караванов и т.д.

Сайт не открывается. Как можно ознакомиться с материалами?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now